“КИНОАЛЬЯНС” НА “КИНО ЭКСПО”. ЧАСТЬ 1: ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

  • Post author:
  • Запись опубликована:27 октября 2014

“Кино Экспо” в Санкт-Петербурге. Тот же самый конференц-зал №7.4 два года назад и сегодня – яркое доказательство того, что кинотеатры стоят перед решением глобальных проблем. В 2012-м все было “тихо-мирно” – кажется, что участники форума просто “не включили” мероприятие “Киноальянса” в свою рабочую программу. В 2014-м аудитория оказалась слишком мала для того, чтобы вместить всех желающих: люди заняли абсолютно все свободное пространство, словно в автобусе – и сидячие, и стоячие места.

Более того, помимо руководства “Киноальянса” (Эдуард Пичугин, Валерий Карпов, Дмитрий Казуто), в работе круглого стола, посвященного актуальным вопросам настоящего и будущего театрального проката, приняли участие юрист организации Александр Попов, а также представители со стороны дистрибьюторов – Алексей Рязанцев и Елена Бродская. Модератором встречи выступил Олег Иванов, председатель Экспертного совета по развитию отечественной кинематографии Союза кинематографистов России.

Очевидно, что такое представительство располагало к продуктивному диалогу, а главное – были обозначены те практические направления в работе “Киноальянса”, которые требуют особого внимания. В первой части публикации мы представим прямую речь спикеров по обозначенным актуальным темам, во второй – обратимся к обсуждению, которое возникло в процессе.

ВСТУПЛЕНИЕ

Президент НП “Киноальянс” Эдуард Пичугин: “Сегодня наша отрасль находится в некой жесточайшей агрессивной среде. Политики в своей популистской риторике с легкостью, что естественно для государства, которое не вкладывает деньги в кинопрокат и ничем не рискует, предлагают квотирование и прочие “ответные санкции” для западных кинокартин, тем самым зарабатывая бонусы внутри своих политических сообществ.

Для нас, кто работает в этом бизнесе каждый день, очевидно, что для индустрии в целом любые урезания и потенциальное сокращение кинотеатров приведут к тому, что просто не будет возможности показывать новое хорошее российское кино. Благодаря тому, что сегодня “Киноальянс” объединил большую часть кинотеатров, чиновники запомнили, что существует такая организация, и нас хорошо слышно.

Могу привести в качестве примера мое выступление – в противовес мнению других коллег на платформе “Единой России”, которое сразу было перепечатано РИА “Новости”, и через несколько часов Минкульт поправил свое суждение и не поддержал квотирование. Объединение кинотеатров, консолидация в рамках организации – это работающий инструмент, который позволяет удерживать свои позиции и добиваться благоприятного решения в вопросах отрасли.

Мы выступаем за то, чтобы кинофикация в стране продолжилась. В рамках “Кино Экспо” был подписан договор о прокате всех картин, которые производит сегодня студия “Ленфильм”, с компанией “Премьер-Кинопрокат”. Это один из тех ответных шагов, которые помогают сдерживать тех же политиков по части уничтожения системы кинопроката и ее ослабления”.

НОВОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Исполнительный директор НП “Киноальянс” Валерий Карпов: “Важным изменением для нашей организации стало избрание новых членов правления организации.  Туда вошли:

1. Манасарян Армен, “Парадиз”

2. Сысоев Антон, “ЦентрФильм”

3. Агаджанова Карина, “Синема Стар”

4. Федоров Владимир, “Киноформат”

5. Петелин Владимир, “Премьер-Зал”

6. Чирихина Ольга, “Каро”

7. Расторгуев Николай, “Монитор”

8. Огородников Леонид, “Каро”

9. Луций Александр, Mori Cinema

10. Иванов Олег, “Киносити”

11. Торговкин Матвей, Cinema-Center

Правление не менялось достаточно долго, при этом часть менеджеров уже покинула отрасль, так что данное решение назрело – организации требуется руководящий орган, который будет обсуждать текущие вопросы. Новое правление должно стать генератором идей и обеспечить защиту кинотеатров от внешних негативных факторов”.

РИСКИ СИСТЕМЫ КИНОПРОКАТА

Валерий Карпов: “В настоящий момент на рассмотрении находятся две инициативы по введению квотирования: на 20% – законопроект от Сергея Железняка (сейчас в “замороженном состоянии”, но его могут снова запустить в работу). Мы направили все необходимые письма на имя Сергея Нарышкина (председатель Государственной Думы) и Александра Жукова (заместитель председателя правительства), с нашей позицией, которую также поддерживает Министерство культуры. Надеемся, что в ближайшее время “накал страстей” в этом вопросе несколько снимем.

Второй риск – законопроект о запрете показа рекламы перед сеансами от депутата Валерия Селезнева из ЛДПР. В сентябре он был отклонен на заседании Госдумы. Подобный законопроект висит сейчас от сенатора Тарло – по нашему мнению, его ждет та же участь.

Вопрос с РАО по-прежнему занимает очень много времени и сил. Мы предлагаем внести поправки в гражданский кодекс – уже направили их в Госдуму. Безусловно, речь идет о снижении ставок”.

Эдуард Пичугин: “Часто в регионах некие силовые структуры (Антимонопольная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков) неоправданно проявляют инициативы, и кинотеатры получают иски. Перед глазами ситуация с Новосибирском, когда была предпринята попытка выиграть суд у кинотеатров, показавших ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ. Сейчас у нас есть возможность привлекать дополнительные силы, в том числе адвокатов. В некоторых регионах совершались “нападения” на кинотеатры – попытки поднять в несколько раз ставки аренды и так далее. В ряде случаев мы смогли создать прецеденты, достучаться до Высшего арбитражного суда и защитить интересы кинотеатров.

Через полторы недели появится обновленная версия сайта, удобная с точки зрения размещения блогов от кинотеатров. Мы поставили задачу исправить ситуацию в отношении информированности кинотеатров о деятельности “Киноальянса” и реакции на происходящие события”.

ПРОБЛЕМ МЕНЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ

Олег Иванов: “Работа правления “Киноальянса” должна приобрести более регулярную основу: от стиля публичных аудиторий в рамках кинорынка к закрытым заседаниям по конкретным вопросам. Авторитет “Киноальянса” должен расти благодаря конкретным шагам. Помимо защиты интересов ее членов, нужно переломить стереотип о том, что театральные сети принадлежат американцам. Давайте ответим на этот вопрос публично – представим справку, кому принадлежат киносети в России.

Еще один стереотип – наш зритель не любит смотреть российское кино. Между тем, из 15 отечественных картин в течение последних 10 лет, которые собрали более 4 млн зрителей каждая, только четыре – комедии, остальные – самые разные жанры. Наши зрители любят российское кино. Предубеждения и догматы, которые существуют в общественном сознании – их надо победить”.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД И РАО 

Александр Попов, юрист “Киноальянса”: “Все прекрасно знают о постановлении Верховного Арбитражного Суда, и я уловил некую эйфорию в восприятии этого документа – “РАО уже почти повержен”. Это не совсем так, и когда Валерий Карпов говорил о наших проектах, в том числе о работе с РАО на законодательном уровне (внесение изменений в Гражданский кодекс и постановлений, в которых установлена ставка минимальных вознаграждений), мы исходили как раз из положений этого решения, которое определенным образом ухудшило позицию РАО.

Мы помним, РАО теперь обязано указывать в исковых заявлениях более конкретную информацию о тех правообладателях, в пользу которых оно ищет деньги. И самое интересное, на что надо жестко обращать внимание суда – это тот раздел, который связан с исполнением состоявшихся решений. Деньги теперь взыскиваются не в пользу РАО, а в пользу правообладателей. Для нас этот момент принципиально важен. РАО утрачивает стимул для этой активной судебной деятельности.

Но права у него по-прежнему остаются очень широкие. Именно поэтому параллельно идет работа по внесению изменений в Гражданский Кодекс – это очень  сложно, потому что ГК менять непросто, и второе – поменять постановление, регулирующее минимальную ставку вознаграждения. Необходимо исключить ситуацию, когда кинотеатр вынужден подписывать договор с РАО по льготной ставке, чтобы уйти от судебных дел, по которым РАО требует 3%. В проекте постановления указана ставка в 1%. Мы будем добиваться, чтобы ставка стала меньше. Ели отменится вообще вознаграждение – хорошо, если нет, то площадки хотя бы уйдут от этого постоянного прессинга.

А возможно дать какую-то универсальную рекомендацию кинотеатрам, как вести себя в суде?

Универсальная рекомендация – это внимательно прочитать постановление, тогда все станет очевидней. Сейчас не вводится новая норма, а разъясняется действующая норма закона. Вне зависимости от того, когда РАО предъявило кинотеатру иск, разъяснение пленума ВАС должно быть применено уже сейчас в рамках этих исков. Нужно смотреть, насколько дело соответствуют разъяснению, и если нет, то иск подлежит приостановлению. Взыскателем должен быть указан не РАО, а тот конкретный композитор, в пользу которого РАО выступает.

Продолжение следует. 

В ТЕМУ

ЭДУАРД ПИЧУГИН: «НЕ ДОПУСТИТЬ ПАДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КИНОБИЗНЕСА»

СТРАНИЦА “КИНОАЛЬЯНСА” НА ПРОЕКТЕ “ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК”

 

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
cергей
cергей

Да какая разница зрителю, кому принадлежит кинотеатр. Ему важно, чтобы там показывалось ИНТЕРЕСНОЕ для него кино. И вы сами признаётесь, что отечественное кино наш зритель НЕ СМОТРИТ. “В течение последних 10 (!) лет только 15(!!!) российских фильмов привлекли зрителей”, то есть кинотеатры вышли в плюс (4 млн зрителей на каждую из 15 картин) и что-то заработали за 10 лет только 15 раз на российском кино! Получается, что остальные 685 отечественных лент ( в год в среднем выходит в прокат 70 российских фильмов) были для кинотеатров в убыток или в ноль в лучшем случае? Если бы на месте 685 фильмов стояли ЛЮБЫЕ приличные зарубежные картины, то кинотеатры хоть что-то бы заработали, а не ждали бы крупный голливудский релиз, который даже не всегда оправдывает ожидания зрителя…