КАК ВЫБРАТЬ КИНООБОРУДОВАНИЕ: СОВЕТЫ НОВИЧКАМ ПЕРЕД ПИТЕРСКОЙ ВЫСТАВКОЙ

BARCO

Один из наиболее часто возникающих вопросов при открытии кинотеатра – как и какое выбрать кинооборудование. Постараюсь составить развернутую инструкцию на этот счет.

Выбор поставщика

На российском рынке представлено достаточно много поставщиков оборудования, как крупных, так и средних. Как правило, крупные компании надежнее, но дороже. Новые игроки рынка могут работать «на будущее» и предложить более низкую цену.  Какими же  критериями воспользоваться для оценки потенциального партнера? Безусловно решающий фактор это цена, при прочих равных совершенно логично выбрать того, кто попросит за свои услуги наименьшую цену. Так же стоит обратить внимание на условия договора – график платежей и возможную рассрочку. Поскольку часть оборудования, например экраны, изготавливаются под Ваши конкретные размеры, то стандартный срок поставки составляет порядка 90 дней. Поэтому сентябрь самая «горячая» пора для предновогодних контрактов.  Обычные условия выглядят следующим образом 50% при заключении договора-40% по готовности к отгрузке (со склада поставщика или из России)-10% после завершения монтажа. По понятным соображениям в последний год все контракты подписываются в долларах или евро. Брать ли валютную рассрочку – личное дело каждого (про митинги ипотечников напоминать не буду). К непосредственной стоимости оборудования стоит прибавить затраты на его доставку, разгрузку и монтаж. Крайне важно помнить, что работать Вы собираетесь не один год, поэтому стоит поинтересоваться, как у поставщика обстоит дело со складом расходных материалов (лампы, фильтры), запасных частей (в идеале рабочий комплект оборудования в офисе, с которого при необходимости можно снять нужные запчасти), а так же количеством в штате сервисных инженеров и наличием службы круглосуточной поддержки (об этом напишу чуть ниже). Интересоваться этим вопросом лучше ДО заключения договора, причем не в самой компании, а лучше на объекте, который она устанавливала. Не ленитесь позвонить директору или инженеру работающего кинотеатра – узнаете много интересного.

Теперь непосредственно о самом оборудовании. Комплект цифрового оборудования для кинозала состоит:

  1. Цифрового кинопроектора с объективом
  2. Сервера воспроизведения
  3. Звукового процессора и усилителей каналов
  4. Акустики зала
  5. Экрана
  6. Системы 3D
  7. Системы автоматики
  8. Сопутствующих товаров

Цифровой проектор

     Цифровой проектор это источник света, формирующий изображение на экране. В качестве основных характеристик я бы назвал – максимальную мощность лампы и разрешающую способность.  Конкретную модель проектора подбирают исходя из размеров экрана и проекционного расстояния. Чем больше ваш зал – тем более мощная модель проектора и лампы вам нужна. Рейтинг  производителей проекторов на российском рынке по данным Nevafilm Research выглядит так:

  
Производитель проектора Число залов Доля рынка
Christie165743%
Barco149339%
NEC42611%
Cinemeccanica1825%
Kinoton722%
Sony20%
н/д120%
Всего 3844 100%

Из опыта скажу – берите либо  Christie либо Barсo, проекторов таких  много – почти все проблемы известны и в случае возникновения трудностей их оперативно решат. Разница между этими марками есть – но она скорее номинальная.

Сервер воспроизведения

Сервер это источник сигнала, как видео, так и аудио. По сути, это компьютер обеспечивающий кинопоказ. Сервер это «сердце» кинозала, от него напрямую зависит, будет кино или нет. Даже ключи для фильмов изготавливают для каждого сервера индивидуально. Рейтинг  производителей серверов на российском рынке по данным Nevafilm Research выглядит так:

Производитель сервера Число залов Доля рынка
Dolby137636%
DoReMi*149439%
GDC48713%
Christie2717%
CineCloud (MikroM)922%
Другие1083%
н/д160%
Всего 3844 100%

 

 

 

 

 

А если учесть тот факт, что с 01.01.2015 компания Dolby купила компанию DoReMi выбор сервера представляется очевидным. Несколько лет назад была реализован логичная идея – сервер встроили в проектор. К сожалению, реализация оказалось очень «сырой». Платы постоянно «зависали» и выходили из строя. Поэтому покупать проектор со встроенной IMB (Integreted Media Board) не советую.

Звуковой процессор и усилители

Не секрет, что в кинотеатрах используют многокональный звук. Процессор «раскладывает» звуковую дорожку, полученную с сервера и отправляет на усилители каналов. Усилители каналов, как ни парадоксально, усиливают сигнал и транслируют его непосредственно в акустические колонки, расположенные в зале. До недавнего времени звук в кинозалах был в формате 5.1 (центр, левый, правый, левый задний, правый задний и низкие частоты (сабвуфер)) или 7.1 (дополнительно добавлялись правый задний боковой и левый задний боковой). В данный момент появились  многоканальные звуковые системы Aurо3D и  Atmos. Да простят меня поставщики оборудования, но мне кажется, что эти системы ничего, кроме рекламной составляющей для кинотеатра не несут.

Акустика зала

Акустика зала или в просторечии – колонки – вещь всем знакомая. Обычно комплект состоит из трех заэкранных громкоговорителей (центр, левый и правый) с обязательными рупорами – высокочастотными секциями, одного или двух сабвуферов (в зависимости от мощности и размера зала) и колонок окружения (их количество зависит от размеров зала и конфигурации каналов). Выбор производителей достаточно широк: от отечественных вариантов, до европейских и американских.

Экран

Экран тоже вещь всем знакомая. При выборе хотел бы обратить внимание на несколько деталей. Экраны вещь индивидуальная, изготавливается строго под размер вашей рамы – поэтому делают их долго, обращаться с ними нужно бережно и вешать уже в чистом зале. Самые лучшие экраны – английские, но и стоят они дороже всего. Все экраны перфорированные по всей площади, это сделано для того, чтобы звук от колонок, расположенных за экраном проходил в зал. Стандартные соотношения ширина/высота экрана 1:2,39 (широкий) и 1:1,85 (кашэ). По принципу крепления экраны бывают простые и «парящие». Простые натягиваются внутри рамы и требуют маскировки крепления, «парящие» натягиваются вокруг рамы и требуют ее особой конструкции. Так же по форме экраны бывают прямые и сферические.  Основная характеристика экрана – коэффициент светоотражения, колеблется в пределах от 0,8 до 3. Чем выше это значение, тем ярче будет изображение, но тем уже будет угол, в котором оно будет максимально ярким. Так же качественный экран поможет сэкономить мощность лампы.

Система 3D

Премьера фильма «Аватар» в далеком уже 2009 году открыла в кинематографе новый этап – эру 3D фильмов. Тогда в России почти 100% залов были оборудованы 3D системами. В данный момент я бы посоветовал соотношение 2:1, т.е. на два зала с системой 3D, один зал без нее. Принципиально системы 3D бывают активные и пассивные. В пассивных фильтр, разделяющий изображения для правого и левого глаза стоит в проекторе (или около него), в активных – прямо в очках зрителя. Поэтому активные очки дороже, тяжелее и требуют встроенного источника питания. Пассивные очки – легкие. На рынке представлено около 10 моделей различных систем, отличающихся коэффициентом пропускания света. На мой взгляд, все системы не лишены определенных недостатков, перед покупкой рекомендую проверить выбранную систему в действии.

Системы автоматики

Современное оборудование – весьма «умная» штука. Оно самостоятельно «умеет» гасить и зажигать свет, делать объявления о начале фильма, раздвигать и задвигать занавес и еще многое другое. Уровень автоматизации позволяет свести участие человека в процессе кинопоказа к минимуму. Так что автоматика – вещь обязательная.

Дополнительное оборудование

Этот раздел может быть как минимален – коммутатор для связи между устройствами, «мышка», «клавиатура»  и монитор, так и дополнен таким вещами как профессиональная стойка для проектора, звука, тележек для очков и т.д. и т.п. Кстати, коммутатор берите сразу гигабитный – он позволяет ускорить передачу данных при закачке с серверов DCP и CINELAB.

В заключение хотел бы сказать несколько слов о службе технической поддержки компании поставщика оборудования. Какое бы оборудование Вы не выбрали, по ходу его работы будут возникать разного рода вопросы и сложности. Оптимально, если в компании-партнере будут люди способные круглосуточно их решать. Так же есть очень хорошая услуга NOC – это система, которая в режиме реального времени отслеживает работу оборудования и сообщает о внештатных ситуациях, как Вам так и в службу сервиса компании. Обычно такой вид поддержки подразумевает ежемесячную плату.

Надеюсь, мои советы помогут облегчить Вам нелегкий выбор. До встречи на КИНО ЭКСПО в Санкт-Петербурге!

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юрий Кириллов
Юрий Кириллов

Честно говоря, так и не понял, в чем практическая польза этой статьи? Самое интересное оказалось за кадром. Если уже писать такие обзоры, то надо давать какую то полезную информацию, либо относительно цены, либо касаемо качества.
Ну, например, проекторы “А” стоят обычно дороже, чем проекторы “Б”, но качество “А” выше, чем “Б”, хотя для небольших залов или для ограниченного бюджета “Б” вполне годиться, а если же у вас большой зал и денег дофига, то обязательно покупайте “А”. Или же, типа, у поставщика “А” цены выше, чем у “Б”, но они предоставляют рассрочку и вы получаете лучше сервис, поэтому берите у них…

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Юрий Кириллов

Юрий! Примерно в таком ключе и была первоначально это статья, но вкрались несколько обстоятельств –
1. Подкорректировал текст по вопросам, которые реально задают
2. Постарался обойтись без рекламы/антирекламы конкретных фирм
3. Убрал несколько моментов, чтобы было за что при консультациях деньги брать

И вот остаток =)

Ветеран
Ветеран

Лампы и фильтры, как правило, самые дешевые не у поставщиков оборудования, то же относится и к запчастям – под заказ могут привезти существенно дешевле, правда придется подождать. Про техподдержку и сервис для удаленных регионов все непросто и недешево. И вообще все подробно уже разжевано на сайте кинотехник.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Ветеран

Ну тут вопрос наличия важен – понятно, что если время есть, можно найти дешевле. Но как правила запасная часть нужна “вчера” поэтому критичным становится наличие ее на складе в РФ. Иначе – “кина не будет…”. С лампами в целом согласен, но тут есть некая взаимная выгода – сегодня берешь лампу на 30 евро дороже – завтра тебя как любимого клиента бесплатно обновят. Так как то

Сергей С
Сергей С

осенний пиар перед кинорынком)) следующая статья в 20-х числах ноября подойдет?)) советую выложить результаты о проделанной работе в подопечных кинотеатрах. кол-во зрителей и валовый сбор кинотеатра на старта открытия и на текущий момент. краткий обзор конкурентного окружения в городе, средняя зарплата по городу и какой-то условный финансовый результат на вверенных предприятиях (в конкретных цифрах или в ЕБИДЕ) с указание телефонов собственников – как людей, способных подтвердить результат и дать характеристику. и тогда будет ясно – насколько успешно/не успешно предприятие. отсюда и приток новых клиентов… а так – вода и пересказ азбуки кинобизнеса))

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Сергей С

Сергей! А Вы с какой целью интересуетесь? Хотите мои услугами воспользоватся или так, ради интереса? =) Я никогда не скрывал, что одна из целей моих статей – реклама собственной деятельности …. Возможно “акулам” кинобизнеса азбука не интересна, а вот тем кто хочет научится читать – очень даже пригодится. Потому что слишком много кинотеатров открывались “на слух”, без знания букваря …

Иван
Иван

“КАК ВЫБРАТЬ КИНООБОРУДОВАНИЕ: СОВЕТЫ НОВИЧКАМ ПЕРЕД ПИТЕРСКОЙ ВЫСТАВКОЙ”

Посмотрите на курсы валют -бросьте эту идею с открытием кинотеатра.

Все.

Теперь я тоже модный блогер)

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Иван

Иван! Как ни странно, курс евро почему то не народ не останавливает. “Проснулись” даже очень старые клиенты. Опять же рынок б/у появился – очень интересные предложения бывают …

Ветеран
Ветеран

Вспоминается мой приезд в Питер в 2000г. на Киноэкспо, больше всего поразила нищета – грязные дворы и улицы, облезшие трамваи, бедно одетые люди, дешевая недвижимость и низкие цены на продукты. Кинотеатры практически без ремонта с советских времен. Заметим – никто в Питер из регионов тогда на заработки не ехал.
Вспоминается и моя родина этого же периода – г.Омск. Не жирно, но и не депрессивно, как в Питере.
Почему сравниваю Омск и Питер? Что общего? СИБНЕФТЬ
Была она зарегистрирована в Омске(и НПЗ тут) и было сносно, а перерегистрировали в Питер и все перевернулось. Остальное домысливайте сами.
Так, что не следует показывать нам сладкие пряники, регионы живут в другом мире. Ну а если все таки верите в свои успешные проекты – добро пожаловать со своим капиталом в Курганщину, Белгородщину или Кузбасс.

Сергей С
Сергей С

мне не интересно, я сам этот букварь прочел еще в 2000 году)) вопрос в том, кто читает эти статьи.. если в период начал возрождения кинопроката приходили энтузиасты-флибустьеры, готовые рисковать, то теперь приходят инвесторы с деньгами, заработанными в других, более “хлебных” отраслях. и им, с наличием штата экономистов, аналитиков и прочих, создающих инфраструктуру холдингов сотрудников, такие писульки не очень то интересны)) дайте конкретику – получите отклик, а так – водосток.. хотите приобрести – готовьте материал лучше, что бы и те кто не зарабатывает на том, чем зарабатываете вы, могли кому- либо посоветовать – прислушайтесь к этому специалисту, он говорит дельные вещи и может помочь реальными делами.. но пока я бы не стал вас советовать кому-либо, хотя бы из уважения к своему резюме, т.к. посоветовал в слепую какого-либо специалиста, волей-неволей отвечаешь своей репутацией.. думаю, что в нашей отрасли все прекрасно понимают, что на рекомендациях зарабатывают больше, чем на самопиаре))

Борис
Борис

Евгений, всё правильно, молодец! )) Но если говорить о 3D-системах… активную ну ооочень не рекомендую.