ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОБСУДИЛИ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНООТРАСЛИ

Любимова, Степанов, Тельнов

Заместитель министра культуры Павел Степанов, глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова и исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов приняли участие в Совете экспертов «РГ», сообщает «Российская газета». В рамках мероприятия участники рассказали об успехах российской киноиндустрии и о возникающих трудностях.

Вячеслав Тельнов рассказал о том, когда будет увеличено финансирование российского кино.

Вопрос об этом уже поставлен. Поддержка остается на том же уровне, как и в прошлом году, — три миллиарда. Но лет шесть назад курс доллара был 30 рублей, а в цифрах финансирование оставалось прежним — то есть фактически бюджет стал меньше примерно вполовину. Поэтому уже в марте состоится правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, где об этом будут говорить более предметно.

Замминистра культуры подчеркнул, как важно, что зрители начали активно смотреть отечественный кинематограф.

И это действительно важно: люди наконец признали, что наше кино может быть интересным, ждут новых картин! Мы это видим по тому, как активно развивается система предзаказов, когда билеты покупаются заранее, — раньше такого не было. Более того, на некоторые фильмы люди ходят по несколько раз!

Тельнов перечислил главные, на его взгляд, релизы текущего года.

Сейчас проходят конкурсы компаний-лидеров. Было заседание сценарной группы, где рассмотрены их проекты. Конкурс еще не закончен, но мне кажется, через два года мы получим весьма зрелищные картины. Сейчас доля российского кино достигла 56,6% по сборам и 58,4% по посещаемости зрителей — это один из рекордов. Но этот уровень надо держать: впереди весна, лето, осень. Недавно вышла историческая драма «Тобол». Фильм очень хорошо поддержан в регионе, посмотрим, как он проявит себя в прокате. А впереди комедия Резо Гигинеишвили «Трезвый водитель», «Миллиард» Романа Прыгунова с Владимиром Машковым в главной роли, блокбастер Павла Лунгина «Братство» — афганская тема, к которой давно не возвращались, «Балканский рубеж», «Тайна печати дракона», «Вратарь Галактики». И хороший набор анимационных фильмов: «Гурвинек. Волшебная игра», «Большое путешествие», продолжение мультфильмов «Урфин Джюс», «Фиксики», «Иван-Царевич». И, конечно, «Союз Спасения» Андрея Кравчука и «Притяжение-2» Федора Бондарчука — они появятся уже к Новому году.

Ольга Любимова скептически оценила идею пригласить из-за рубежа питч-доктора, который бы научил кинопроизводителей эффективнее продавать свои проекты.

Мы что, должны специально оплатить приезд некоего питч-доктора, который научит, как говорить правильные слова, чтобы получить на проект деньги? Я бы лучше посоветовала продюсерам и студиям серьезнее заняться своей профессией. Побеждает сильнейший, это и есть конкурс. Это как Скала Совета, к которой каждый приводит своего Маугли и защищает его. Плохо защитишь — Маугли не выживет.

Степанов обратил внимание на то, что питчинг является лишь заключительной ступенью тщательного отбора.

Учтите: питчинг происходит после экспертного совета. Иными словами, есть система двойного отбора. Люди, представляющие свой проект, понимают, что эксперты уже прочитали сценарий, ознакомились с материалами, и питчинг — это, по сути дела, подведение черты. Он только часть огромной работы, которую Фонд кино и Министерство культуры ведут с кинокомпаниями, пусть и самая яркая, кульминационная.

Он также подчеркнул, что несмотря на то, что Минкульт отказался от идеи ввести квоты для зарубежного кино, меры продвижения отечественного будут совершенствоваться.

Конечно, мы будем разрабатывать меры для продвижения российского кино и действовать согласованно с представителями индустрии. Но квотирование не самоцель. Главное — чтобы кино развивалось. Сейчас наше кино вызывает интерес у зрителей и вопрос квотирования остро не стоит.

Степанов прокомментировал продвижение российского кино за рубежом. Идеи по данному вопросу совсем недавно обсуждались в рамках встречи Мединского с лидерами кинопроизводства.

Мы это обсуждали с компаниями-лидерами — как можно повысить его эффективность. Были высказаны замечания и пожелания, но озвучивать их пока не стану, поскольку мы ждем предложений от компаний, какой они видят дистрибуцию наших фильмов за рубежом. Получим, обобщим — и тогда примем решение. Главные мировые кинорынки — это Берлин, Канны, Торонто, телерынки, и нужно понять, как более качественно продвигать на них российское кино. Этим занимаются и «Роскино», и сами кинокомпании, и Фонд кино, и дистрибьюторы, которые ведут определенные проекты. У «Роскино» сильные позиции на фестивалях, есть свои наработки. На рынках всегда есть общий стенд, где представлен ряд кинопроизводителей, есть свои стенды у кинокомпаний. Министерство культуры не видит оснований ограничивать эту деятельность — наоборот, надо ей способствовать, поддерживать ее, где можем. А уж дело производителей и дистрибьюторов думать, как лучше продвигать свои картины.

Тельнов обратился к программе кинофикации и рассмотрел вопрос со сложностью доставки отечественных фильмов в отдаленные регионы.

Есть программа по переоборудованию кинозалов, которая с 2015 года осуществляется Фондом кино и Министерством культуры. Изначально она задумывалась как социальная, то есть впервые за 30 лет государство обратилось к проблеме кинофикации страны, включая самые отдаленные ее районы. Но уже сейчас она вышла за эти рамки — оснащенные современным кинооборудованием кинозалы должны вливаться в общую индустрию кинопроката, показывая при этом 50 процентов российского кино. Система уже заработала и по количеству зрителей, и по количеству сеансов. В ближайшие шесть лет мы откроем еще 1200 залов. Сейчас поддерживаем кинозалы в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а со следующего года будем поддерживать и в городах до миллиона. То есть — охвачены практически все регионы страны, и этот процесс будет развиваться. В течение года займемся развитием дистрибуции для этих кинозалов. Многие люди в стране вообще годами не видели новое российское кино и не знают, что оно собой представляет. Нам удалось сделать так, чтобы узнали. Есть проблемы с доставкой фильмокопий в небольшие труднодоступные населенные пункты — доставка контента выходит гораздо дороже, чем в итоге кинотеатр собирает на показе фильма. Фонд кино оказывает таким кинотеатрам поддержку. Рассматриваем новые возможности доставки, например, через систему спутниковой связи.

Эксперты дали свою оценку факту перераспределения аудитории и обращения её части к стриминговым сервисам.

А мы не против, чтобы люди параллельно смотрели кино на онлайн-платформах. Вопрос, как это учитывать. Как узнать, что и сколько смотрят? Это можно измерить деньгами? Департамент кинематографии поддерживает арт-мейнстрим и артхаус, которые действительно потом выкладываются на онлайн-платформах. Мы радуемся успехам продюсеров таких фильмов, как «Довлатов». Радуемся, когда их на 7 миллионов рублей прокатали, на 30 — это абсолютная победа! Но при этом нам важно знать: эти картины просто так висят в интернете, для красоты? Или на них огромный спрос? Какая у них аудитория, какого возраста? Нужен механизм для аналитики, — сказала Любимова.

Лидеры кинопроизводства предложили показы на интернет-платформах использовать в дальнейшем для классификации тех же компаний-мейджоров. Их волнует прозрачность онлайн-кинотеатров. Заработанные деньги такие кинотеатры точно не покажут, а сколько посещений — узнать можно. Так что, насколько я понимаю, и минкультуры будет заниматься этим вопросом, и, если нужно, — Фонд кино, — пояснил Тельнов.

Поговорили и о должниках Фонда кино.

На сегодняшний день удалось путем деликатных переговоров даже с теми людьми, с кем трудно договориться (не будем называть известные имена) вернуть в фонд 380 миллионов рублей. Идут судебные процессы, заведомо выигрышные для фонда, но деньги получить с компаний достаточно сложно: они уже научились банкротиться. Список должников можно посмотреть на нашем сайте, — сказал Тельнов.

Журналисты припомнили об обещаниях миноритарной поддержки кинопроизводителей, о которой было заявлено на СПбМКФ в прошлом году. Конкурс ожидается летом.

Уже этим летом — параллельно с конкурсом игрового кино. Уже сейчас продюсеры грозятся, что международных проектов будет много, что интерес снимать совместно с Россией есть. А дальше важно понять, насколько это совместное производство будет плодотворно для всех сторон. И насколько важна поддержка таких проектов министерством культуры, — сообщила Любимова.

Обратились и к теме изменения политики проведения и поддержки кинофестивалей.

Понятно, что 55 кинофестивалей, которые сейчас поддерживает министерство культуры, не должны представлять собой список, «отлитый в золоте». Каждый год на основании конкурса следует выбирать сильнейшие. Можно говорить и о том, что фестивали, возможно, в дальнейшем будут участвовать в питчингах, это обсуждается. Ведь фестивали меняются: одним нужна поддержка, другие справятся сами. Хорошие фестивали нужно поддерживать, плохие — зачем? Не лучше ли запустить еще одно игровое кино? — заключила Любимова.

Источник: «Российская газета»

В ТЕМУ:

В ГОСДУМЕ ОБСУДИЛИ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

ЕЛЕНА ЕРМОЛИНА О КРУГЛОМ СТОЛЕ ПРО РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ: «СОСТОЯЛАСЬ НЕ ПРОСТО ДИСКУССИЯ, НО ДИАЛОГ» + ПРЕДЛОЖЕНИЯ АВК ПО МЕРАМ ГОСПОДДЕРЖКИ

СОСТОЯЛОСЬ ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ ГОСДУМЫ ПО КУЛЬТУРЕ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии