Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ КИНОФИКАЦИЮ В КИНОФИКЦИЮ? КОММЕНТАРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ЧАСТНЫХ КИНОТЕАТРОВ


Анастасия Дугинова 24.12.2019 / 16:30 3

кинотеатр

В первых частях материала «КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ КИНОФИКАЦИЮ В КИНОФИКЦИЮ?» мы вспомнили, как в 2015 году стартовала программа реконструкции кинотеатров в малых городах, узнали мнения экспертов и букеров. Третья часть материала посвящена мнениям представителей муниципальных и частных кинотеатров.

Где зритель, Зин?

Сегодня в государственной программе кинофикации задействованы разные площадки от деревенских ДК до вполне себе коммерческих частных кинотеатров в средних городах. Управляют росписью кинотеатров, поддержанных Фондом кино, и пионеры киноиндустрии,и опытные букеры со стажем. Но в том и другом случае необходима планомерная работа со зрителем, в первую очередь. По статистике Фонда кино, с 1 января по 7 ноября 2019 года их кинозалы посетили в общей сложности 9,2 млн человек. В начале декабря на Кинофоруме в Москве стало известно о запуске нового направления Фонда кино — Фонд-кинопрокат. Программа рассчитана на год и призвана облегчить жизнь муниципальным залам: осуществлять регулярное планирование, показы в регионах, поднять эффективность работы и увеличить посещаемость.
_____________

КОММЕНТАРИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АССОЦИАЦИИ МУИЦИПАЛЬНЫХ КИНОЗАЛОВ

Виталий Тарасов

Виталий Тарасов, председатель совета Российской ассоциации муниципальных кинозалов:

Как давно действует ваша ассоциация, является ли она государственной или частной, поддержана ли Фондом кино и сколько сейчас в ней состоит кинозалов?

Ассоциацию развития муниципальных кинозалов мы зарегистрировали недавно, первая презентация организации состоялась на Кинофоруме в Москве. Фонд кино к нам отнесся с пониманием. Мы не созданы для того, чтобы конфликтовать, состязаться, наша задача — облегчить работу муниципальных залов. В рамках национального проекта программа кинофикации действует до 2024 года. Поскольку с этого года срок договора между Фондом и площадкой увеличен с 3 до 5 лет, это означает, что сотрудничество с финальными 200 площадками проекта будет реализовываться минимум до 2029 года. Получается, необходимо решать вопросы и взаимодействовать с Фондом кино и с Министерством культуры. Не обойтись нам и без обращений в адрес Комитета по культуре Госдумы. На программу кинофикации выделили большие деньги — это огромный шаг, и мы испытываем искреннюю благодарность к тем, кто запустил проект, но процесс еще нужно выстроить, отладить.

Какие именно нюансы и проблемы в программе вы обнаружили, работая с муниципальными залами? Что необходимо настроить?

Сегодня процентов 90 субсидированных кинозалов, насколько мне известно, это не отдельно стоящие кинотеатры, а залы в рамках учреждений культуры и ДК. В них, помимо кинопоказа, ведется концертная и репетиционная деятельность. У такого учреждения культуры есть муниципальный заказ на год, под который выделяются бюджетные средства и ставки. Сюда же «падает» кино, но на него, в итоге, не дают отдельных ставок, нет организационно-правовых документов, регламентирующих работу кинозала как финансовой структуры, имеющей доход, внутри учреждения культуры. Первые три волны допускали к субсидированию казенные учреждения — эти структуры еще более неповоротливы в финансовом смысле. Там есть только казенный счет, а деньги, которые зарабатывает кинозал, уходят в казну муниципалитета. И эти средства вместо того, чтобы потратить на предоплаты, минимальные гарантии, направляют на ремонт канализации, окон — чего угодно, как распорядится централизованная бухгалтерия. Плюс отсутствие единой тарифной сетки, которая регламентирует бюджетные ставки, — с 2014 года не актуальны такие профессии, как киномеханик. Зачастую ставок недостаточно, чтобы организовать кинопроцесс. А для эффективного кинопроката должен быть определенный набор персонала — два кассира, два киномеханика или человека, запускающих показ, два контролера — все они должны выходить посменно, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Их нет или они занимаются другими делами в этом учреждении.

То есть для муниципальных кинозалов, возобновивших свою работу, актуальна нехватка профессиональных кадров? Что же тогда об эффективности и рентабельности можно сказать?

Во многих регионах профессионалы кинопроката или уже стали пенсионерами, или ушли из муниципальных учреждений. Остались единицы. А новые кадры никто не обучил. Молодые сотрудники зачастую не понимают, как производить роспись, как взаимодействовать с худруком учреждения. Возвращаемся к муниципальному заказу — там мероприятия расписаны на весь год: День матери, День инвалида, День ветерана и т.д. Происходят репетиции, концерты и, если администратор зала не находит общий язык с худруком, то накладки и срывы показов неизбежны.

Когда кинозал только начинает зарабатывать деньги, у руководства остается 30-35 процентов от валового сбора. Вы и сами знаете, что 50 процентов идет дистрибьютору, 10 процентов, в среднем, берут агенты по росписи, есть еще, представьте, расходы по возврату диска обратно (если нет хорошего интернета, а его в удаленных регионах нет), расходы по приобретению программного обеспечения, взносы для РАО и т.д. В результате, на расчетном счету остается порядка 30 процентов от вала. Управление муниципалитета смотрит — у учреждения появились деньги — а давайте вы будете еще коммуналку гасить и вот это, и вот это. Не остается средств на те самые «минимальные гарантии». При этом часто на приличные российские фильмы тоже возникают гарантийные платы. Кстати, согласно поправкам, в договорах с этого года срок демонстрации 50-процентной доли российского кино в квартал увеличили до 5 лет. И не менее 50 дней в квартал должно быть отведено под российский контент, то есть из 90 дней 50 необходимо демонстрировать отечественные фильмы. Снова залы попадают в тиски, вроде они должны зарабатывать, а зарабатывать нечем. На блокбастеры нет денег, и они их не окупят. Там нет такого объема зрителей, чтобы можно было выйти в рентабельность. Плюс часто формат росписи для малого населенного пункта неприемлем — нет такой аудитории, чтобы месяц катать фильм. Для малых территорий должны быть короткие сроки проката. Но обратной связи за три года существования программы по этим вопросам не было. Я и мои коллеги считаем, что не доходит пока эта информация до Фонда кино. Но уже реализуется идея своего прокатного отдела в Фонде — это хороший ход. Посмотрим, что из этого получится, это уже поворот лицом к людям, которые находятся «в полях».

Как вам кажется, новый прокатный отдел Фонда кино сможет оказать реальную помощь муниципальным кинозалам в репертуарном планировании или это дополнительная сила по «продавливанию» интересов российских картин?

Фонд запускает прокатное направление — это правильно, я поддерживаю такую инициативу. Но почему не использовали бывшие областные кинофонды, прокатные организации, которых порядка 40 в регионах. Часть прокатных моментов по той деятельности можно было вести через созданные работающие областные государственные бюджетные учреждения культуры — бывшие кинофонды.

Так же я понимаю, что при запуске прокатного направления в Фонде кино от нас уйдет 90, а может и 100 процентов залов, которые мы расписываем. Они перейдут под юрисдикцию, под роспись Фонда кино. Для нас как для прокатного учреждения, хотя мы проводим и фестивали, и другие мероприятия, основная работа — прокат. Появление прокатного отдела Фонда кино — это в некотором роде выбивание из-под областных прокатчиков табуреточки. Многие могут не пережить. Конечно, существует высокая лояльность, человеческий фактор, дружеские отношения. Есть залы, которые в декабре выходят из программы в свободное плавание, отработав положенные три года — они могут остаться с нами как с прокатчиками. Но сравните, когда представляешь интересы 20 залов, дистрибьюторы разговаривают по-другому, нежели в твоем ведении всего 3 зала. Фонд кино мог бы использовать тот ресурс, который есть в регионах, делегировать часть полномочий на места.

Есть ли у вас актуальная на данный момент статистика по количеству зрителей за первое полугодие 2019 года, по заполняемости муниципальных залов, которые вы представляете?

Полной картины за 2019 год у меня пока нет. Для себя поквартально мы делаем отчет. У нас есть территории, где проживают 30 тысяч населения и где 9800 человек. И так выходит, что показатель по посещаемости в населенном пункте с 30 тысяч населения ниже, чем у второго зала. Это зависит от людей, от поддержки муниципалитета и главы, управления культуры. Там, где активно раздаются афиши, которые висят по всему району, где есть страницы в сосцсетях и рассылки в группах — там работа идет. Село Варна в Челябинской области находится на границе с Казахстаном, за первый квартал сделали валовку 916 тысяч рублей при населении 9800 человек. Напротив, в 50 км по прямой, населенный пункт Карталы (27 тысяч человек) — их валовка составила 1,1 млн. Что такое 50 км для молодежи сегодня? Кроме того, очень важен ценовой показатель стоимости билетов. В малых населенных пунктах невысокий уровень зарплат, даже при очень хорошем репертуаре на месяц человек не может выделить из семейного бюджета больше тысячи рублей на кино. Но о формировании ценовой политики, взаимодействии с дистрибьюторами и коэффициентах по территориям — отдельный разговор.

Легко ли кинозалам выполнять условие программы по доле показа российских фильмов?

Я работаю в Челябинском областном киноцентре им. А.С. Герасимова, это бывший челябинский областной кинофонд. Мы в прошлом году открыли 19 залов по области. У нас 43 муниципальных образования — еще есть куда идти. За все время программы мы открыли 26 залов. Но что происходит в связи с тем, что не отлажены те вопросы, которые мы затронули выше — коллеги общаются, по итогам такого «сарафанного радио» желающих становится меньше. В этом году мы подали всего 3 заявки и их выиграли. Территории муниципальных районов не хотят принимать участие в программе на более жестких условиях. У нас процентов 30 территорий, насколько я знаю, попали на штрафы Фонда кино по неисполнению договора о ежеквартальной доле отечественных фильмов — по неопытности или не хватало контента. А штрафы серьезные, не выполнил условия — отдай 100 тысяч. Когда валовка в месяц всего 120 тысяч, естественно, руки опускаются. Начинаешь разговаривать, а они отвечают: «Зачем нам эта головная боль».

В таком случае, имеет ли смысл расширение программы — до 2024 года планируется открыть еще около 1200 киноплощадок?

В 2016 году для получения субсидии нужно было собрать обширный пакет документов, который включал даже ежегодный баланс учреждения. А сегодня заявку в Фонд кино на грант может подать директор ДК, заполнив ее на 80 процентов, не выходя из своего кабинета. Упрощенная схема — это здорово.

Приведу вам собственную статистику в 2017 году стало проще с подачей документов — мы подали 32 заявки, выиграли 11. В 2018 году подали 12 заявок, выиграли 8, а в этом году — всего 3 и 3 выиграли. Спад интереса у муниципальных учреждений произошел ввиду недоработки программы. На всех открытиях таких залов, где я был, всегда много молодежи. Они ждут, участвуют в придумывании названий залов и т.д. А снижение интереса связано с изменениями в программе. Например, увеличили ценз по количеству населения до 500 тысяч человек — здесь мы как раз заходим на территорию, где уже есть кино и коммерческие залы. В этом году Курган (300 тысяч населения) выиграл 3 заявки, но там уже есть залы. А близлежащие территории, куда можно идти, имеют задолженности по налогам — это один из основных критериев, по которому площадка может быть отсеяна.

На сегодняшний день одна из задач ассоциации включиться в процесс отлаживания действий национального проекта по части кинофикации и сделать программу доступной и эффективной для муниципальных залов. Мы стараемся помочь и улучшить возможность использовать субсидированного зала в работе, чтобы учреждение зарабатывало, а кино пришло на малую территорию.
_____________

КОММЕНТАРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

1) Расскажите о вашей площадке, вы открылись с помощью программы Фонда кино: какое население сейчас в вашем городе, есть ли у вашего кинотеатра конкуренты?

2) С какими сложностями пришлось столкнуться после открытия?

3) Пользуется ли популярностью кино в вашем населенном пункте, российское кино? Легко ли соблюдать условие программы по показу 50 процентов отечественного контента? Какова средняя заполняемость сеансов?

4) Легко ли удается расписывать площадку — насколько команда была готова к работе с кинокартинами? Как выстраиваются отношения с дистрибьюторами по части минимальных гарантий и форматов росписи?

Роман Бритвин

Роман Бритвин, начальник СП МБУ «СКДК» г.о. Чапаевск (Самарская область), «Кинозал ДК им. А.М.Горького»:

1) 21 декабря будет два года, как мы работаем. Население нашего города 75 тысяч человек. Проходимость кинозала в год не менее 17-18 тысяч человек. Пока мы монополисты в городе, но уже строится большой торговый центр, в котором планируется кинотеатр с тремя кинозалами. Правда, не такие большие по объему, как наш — у нас 285 посадочных мест. Территориально мы расположены не в самом удачном месте города. Чапаевск исторически делится на две части железной дорогой и наш ДК находится далеко от центра.

2) Кинозал работает всеми сеансами семь из семи дней. Мы не первые, у кого возникают сложности относительно российского контента. Мы работаем со школьниками, в первую очередь. С этого года ввели должность менеджера по рекламе, который занимается так же наполняемостью кинозала. Справляемся, в любом случае — долю 50 процентов выдерживаем.

3) Кинозал востребован, но не так, как мы фантазировали, что он будет востребован. Мы территориально находимся недалеко от Самары — 30 минут на автобусе. В Самаре большинство кинотеатров находятся в ТРЦ, наш кинозал находится во Дворце культуры. Если в Самару едут за покупками, посетить фуд-корт зоны, то к нам идут конкретно смотреть фильмы. Наш устав, как учреждения культуры, не позволяет заниматься торговой деятельностью.

Мы делали мониторинг основная наша целевая аудитория 27-35 лет.

4) Не всегда сразу приходим к договоренности с дистрибьюторами, иногда приходится настоять на своем. Бывают «минимальные гарантии», которые не выдерживают никакие сборы и проваливаются картины. Или «минимальные гарантии» на фильм Marvel, тот же «Джуманжи» — фильм, который, не задумываясь, беру в прокат, знаю, что любую «минималку» мы оправдаем. Команда грамотная — механики с высшим техническим образованием, два программиста, справляемся, в техническом плане никаких вопросов нет. Обслуживаем аппарат сами — программное и техническое обеспечение.
_____________

Игорь Жаткин

Игорь Жаткин, директор «Центра культурного развития» (кинозал «Центральный»), г. Кинель (Самарская область):

1) Население города Кинель примерно 60 тысяч человек, конкуренция есть. По программе Фонда кино в городе открыто два кинозала — в городском ДК и у нас. Плюс близость к Самаре в часе езды добавляет конкуренции с площадками. Для людей мало одного кино зачастую, многие едут в ТРЦ за покупками, прогулками, ресторанами. Мы, несмотря на очень хорошие условия, понимаем, что те или иные потребности потенциальных зрителей мы не закрываем. Тем более, что мы работаем четыре дня в неделю с четверга по воскресенье. В остальное время учреждение работает в режиме концертного пространства и дополнительных активностей.

2) Доля в 50 процентов российского кино, которую мы обязаны по программе показывать, — это не такая большая проблема. Мы научились с этой вводной работать и жить, хотя иногда приходится напрягаться. Самой большой проблемой для нас было грамотно выбрать агента, который выстроит отношения с дистрибьюторами. Это действительно было сложно. Мы меняли агентов и остановились на одной компании. Никаких советов или рекомендаций от Фонда кино не поступало, приходилось все на своем опыте проходить, спрашивать коллег, изучать их опыт. В первый раз мы обожглись, во второй — все хорошо в работе, но мы отдаем еще 10 процентов агенту — это достаточно много.

Еще сложность в организации того же кинобара, для учреждения культуры — это дополнительные экведы или сдача в аренду, но требования у нас высокие — учреждение новое, нам всего 3 года. Центр новый, построен по федеральной программе, у нас очень хорошие условия и мы не готовы пустить «бабушку с пирожками». Стремимся к определенному уровню, чтобы люди видели, что это может быть красиво.

3) Будем честны, я смотрел статистику городского ДК, который открылся раньше нас, и статистику по количеству охвата населения — с нашим появлением процент немного вырос. Та часть людей, что ходила в ДК — половина продолжает ходить к ним, половина ушла к нам. Есть горячие периоды каникул, новогодних каникул, когда заполняемость зала достигает 80 процентов, а у нас 200 посадочных мест. Во все остальное время, в рамках года у нас заполняемость зала составляет 10 процентов. Для нас это неплохо. Мы для себя выбрали целевую аудиторию и стараемся своего зрителя воспитывать — это молодые семьи и молодые семьи с детьми, которым не нужно никуда ехать, просто взял ребенка и пришел. Плюс мы находимся в новом районе города. У города есть свои нюансы — он разделен железной дорогой, плюс есть два крупных поселка-спутника по 15 тысяч населения, но они отдалены на 10 и 20 км. Как мне кажется, люди в кино идут и их количество растет. Самое главное, держать определенную марку качества, сервис — не сливать новинки, которые зритель ждет, не работать «вторым экраном».

4) В августе был год, как кинозал начал работать. За это время мы сменили несколько агентов. Первый агент брал 5 процентов, но постоянно возникал вопрос «минимальных гарантий», отсутствие подсказок, какой фильм взять — мы сами решали. Мне кажется, на первом этапе нужно брать агента, который максимально тебя по всем вопросам страхует, помогает, подбирает. Расписание мы составляем сами — для нас важно решать во сколько будет тот или иной сеанс.

Я уверен, что программа кинофикации несет пользу. Даже наличие еще одной площадки в нашем городе позволит нам не расслабляться. Когда есть конкуренты, здорово. Мне кажется, что программа более чем крутая и оборудование поставляют, которое ты можешь использовать в своих целях, никто не запрещает. Можно организовывать виртуальные концерты.

Две смежные задачи просветить и сработать эффективно. Мне кажется, Фонд больше преследует цель не заработка, а популяризации отечественного кино. Но при этом для нас вторая задача не отпадает.
_____________

Василий Шелемет

Василий Шелемет, директор МБУ «Городской Дом культуры», г. Южноуральск (Челябинская область):

1) Технический запуск нашего кинозала состоялся 25 декабря 2018 года, а официальное открытие —  1 февраля 2019 года. Население в Южноуральске порядка 36 тысяч человек. В городе находится еще один коммерческий кинотеатр в ТРЦ «Рио», у них два небольших кинозала. В нашем зале 85 посадочных мест с возможностью рассадки до 200 гостей. Кроме того, у нас действующая сцена и мобильный экран, который можно передвинуть за кулисы. В нашем ДК проходят социальные мероприятия, поскольку здание находится в центре города — это очень удобно для населения. Кинозал работает ежедневно с 21.00 до 00.00 часов.

2) Первая сложность была в том, что трудно было настроиться на коммерческую работу. Мы раньше занимались кинопоказом без жестких рамок, а с вступлением в программу Фонда кино появилась строгая отчетность, определенные условия и т.д. На сегодняшний день мы уже не считаем это сложностью, скорее — обучением.

3) Долю соблюдать тяжело, но реально. К сожалению, не все российские фильмы успешны. В начале декабря на Кинофоруме в Москве в рамках обучения прошли беседы о том, чтобы Фонд кино совместно с Министерство культуры рассмотрели возможность выдачи прокатных удостоверений для картин, созданных местными: областными и региональными режиссерами. Хотелось бы, чтобы прокат этих фильмов тоже учитывался в поквартальном отчете по демонстрации 50 процентов отечественного контента. А не только большие полнометражные картины. Мы все эти проблемы обсуждали с представителями Фонда кино, считаю, довольно успешно. Общение было продуктивным и результативным. На встрече шла речь и о создании структуры Фонд-кинопрокат. Отдел станет хорошей поддержкой кинотеатрам на периферии. У многих таких площадок нет возможности купить фильм за 30 тысяч рублей, они его не окупят. Для них работа с Фонд-кинопрокат — это шанс получить фильмы «первым экраном».

Не люблю понятие «средняя температура по больнице», сложно выделить процент заполняемости, я бы ответил так — люди регулярно ходят в кино, у нас не бывает такого дня, чтобы к нам не пришел зритель.

4) Мы не пользуемся сторонней помощью агентов по росписи, сотрудничаем с челябинским «Киноцентром им. Герасимова». Мы сами подбираем фильмы, если по какой-то причине мы их не можем получить, то Киноцентр предлагает нам замену. У нас есть Худсовет, на котором ежемесячно утверждаем репертуар кинозала. По поводу договоренностей с дистрибьюторами — каждый случай индивидуален. Но сложности существуют, например, прокатчики просят поставить фильм 3-4 сеансами в день. Но многие кинокартины стали выходить за рамки полуторачасовой продолжительности — идут по два и два с половиной часа. С однозальником очень сложно соблюдать такой формат. А хочется как можно больше фильмов предложить зрителям на выбор. Но это мы уже придираемся.
_____________

КОММЕНТАРИИ ЧАСТНЫХ КИНОТЕАТРОВ

1) У вас частный кинотеатр, почему приняли решение участвовать в государственной программе по кинофикации?

2) Как сегодня складывается взаимодействие с Фондом? Есть ли для вашей категории дополнительные ограничения? Что скажете о доле отечественного контента, легко выполнять это условие программы?

3) Имеет ли смысл расширение программы — до 2024 года планируется открыть еще около 1200 киноплощадок? Насколько это рентабельно и действительно необходимо?

 

Павел Поникаровский

Павел Поникаровский, владелец киносети «Люмен Фильм» (из 11 кинотеатров по программе Фонда кино открыты кинотеатры в г. Заречный, 3 зала, г. Балашов, 3 зала, г. Черняховск, 2 зала, г. Симферополь, 4 зала и г. Кингисепп (Ленинградская область), 2 зала):

1) Программу кинофикации мы расценили как нормальный подход государства к решению социальных задач. Частно-государственное партнерство — в этом нет ничего плохого. В определенный момент для развития нашей киносети программа стала тем, на что можно опереться. За три года существования программы мы открыли 5 кинотеатров при поддержке государства, а это новые рабочие места, налоги, которые идут в казну, и возможности для решения социальных проблем в малых городах. Зачастую в тех местах, где мы открывали площадки, ранее их там вообще не существовало. Экономика малого города намного тяжелее миллионника, покупательная способность населения ниже, широкий репертуар представить невозможно, поскольку залов мало. И отсутствие привычки ходить в кино сказывается, люди просто сидят по домам. Все кинозалы в малых населенных пунктах сталкивались с этими проблемами. Помощь государства в размере 5 млн рублей дала возможность нашей сети быстрее развиваться. Наши залы, открытые по программе, сегодня работают рентабельно, согласно показателям, которые мы и закладывали. Самая высокая заполняемость залов у нас в Кингисеппе, порядка 26 процентов (залы по 50 мест). А низкая — в городе Балашов, порядка 11 процентов, средняя заполняемость. При этом мы видим динамику. Первый год мы ничего не заработали, хватало лишь на зарплаты, коммуналку и аренду, но люди привыкают, посещаемость постепенно растет.

2) С Фондом кино у нас рабочие отношения. Никаких дополнительных ограничений нет. Мы выполняем свою часть обязательств, они — свою. Наша киносеть, например, не нуждается в помощи структуры Фонд-кинопрокат. Но мы понимаем, что для многих муниципальных кинотеатров это будет возможность — дверь, в которую можно постучаться и спросить. Было бы логичнее сначала создать такую структуру, как Фонд-кинопрокат, а потом выделять деньги на кинопоказ и реконструкцию залов, но мы в России не ищем легких путей. Большое количество разрозненных муниципальных кинотеатров, разбросанных по стране, с одинаковыми проблемами. У них нет ресурсов, нет знаний, чтобы эти проблемы решать. Так что структура Фонд-кинопрокат — естественное для рынка образование.

Что касается доли отечественного контента, выполнить условие программы — это сверхзадача, очень тяжело дается. Особенно после того, как изменили требования по количеству показов и времени. Мой отдел букинга сидит и «дымится», как сделать так, чтобы учесть эти интересы. 50 процентов — завышенная цифра. Логичнее было сделать 35 процентов. А так, они усложнили экономику, в первую очередь, муниципальных кинотеатров. Вместо того, чтобы заработать деньги, они показывают кино в «пустых» залах. Гораздо разумнее формировать общую репертуарную сетку и «рулить» так, чтобы государство получило то экранное время, которое хочет. Условно говоря, разнорядка: для однозальников — роспись такая, для двузальников — такая. Зачастую мы тоже показываем «пустые» залы, чтобы «вытащить» эту долю. Зрителю это точно не надо, кинотеатру это не надо. Не могу поверить, что государству нужно, чтобы в кинотеатрах при пустых залах шли какие-то сеансы?

3) Наша сеть развивается поступательно. Например, мы не можем открыть 50 залов разом — «не переварим», не найдем столько площадок, не подготовимся, не получим нужных инвестиций. Каждый зал стоит примерно 12-15 млн рублей. 5 млн дает государство, но остальные 7 или 10 млн рублей еще нужно найти. Мы можем «переваривать» 10 залов в год, максимум — 15. Таких сетей, как мы, наберется десяток в стране. Если не ставить рекордов: 1200 залов за пять лет, то программа бы шла более планомерно, четче происходил выбор площадок и территорий. А в итоге, залы конкурируют между собой. Государству нужно садиться за стол переговоров с представителями бизнеса, ставить вопросы, а мы будем придумывать, как решить ту или иную задачу. Экспертное сообщество на многие недостатки программы указывало еще на стадии разработки. На мой взгляд, не нужно было субсидии выделять бесплатно, инвестиции должны быть возвратные. У людей, которые берут государственные средства, должна быть ответственность. Много историй, когда не профессионалы или откровенные мошенники пытались заработать на программе кинофикации. Даже руководитель муниципалитета, который субсидию берет, должен понимать, нужен кинозал городу или нет. Часто универсальные продукты подвержены большому количеству ошибок и перекосов, которые смазывают то хорошее, что изначально было заложено в программу.
_____________

Елена Савушкина

Елена Савушкина, управляющая кинотеатром Park Cinema (5 залов), г. Нефтекамск:

1) Я управляю частным кинотеатром, который был переоборудован по программе Фонда кино. Мы вступили в проект, поскольку российских фильмов выходит много — мы их показываем и, если возможно получить от Фонда финансирование, почему бы этим не воспользоваться. Мы открыли новый кинотеатр и новый зал.

2) Фонд кино курирует отчетность, напоминает каждый квартал, что нужно поддерживать долю. В этом смысле общение складывается хорошо. Других ограничений, кроме доли у нас нет. Я могу сравнить, мы работали с кинотеатром без поддержки Фонда кино, второй кинотеатр работает по программе. Минусов или отклонений я не заметила. Проблем в ходе работы не вижу. Российских фильмов выходит много, показывать есть что. Площадка наша рентабельна. В межсезонье берем российские мультфильмы — «Мульт в кино» никто не отменял или другие фильмы, менее кассовые, но фестивальные ленты — их тоже можно показать. Сезонность кино — это не настолько важно.

3) Программа кинофикации нужна, есть маленькие города и деревни, у которых нет возможностей показывать кино. Нет ограничения на показ только российского кино, можно показывать и зарубежные премьеры. Главное соблюдать долю, считаю это нужно и важно.
_____________

Подведем итоги: с вхождением программы кинофикации в национальный проект «Культура» появился ряд изменений в условиях договора между Фондом кино и кинозалами. С 2019 года срок договора составляет пять лет, вместо трех. А в ежеквартальной доле 50 процентов российского кино теперь необходимо демонстрировать не менее 50 дней отечественные фильмы. Кроме того, с начала 2020 года готовится к запуску направление Фонд-кинопрокат. Пока о структуре мало что известно, но ранее СМИ упоминали, что на пост главы Фонд-кинопрокат рассматривается кандидатура Екатерины Бордачевой, генерального директора форума «Российский кинобизнес».

Отдел кинопроката Фонда кино еще не начал работать, а в адрес Cinemaplex уже приходят такие комментарии букеров: «От меня фондовский однозальник уходит в Фонд-кинопрокат с 01.01.20. Мы уже договорились с ним о непродлении договора. Там пообещали блокбастеры и топовое кино давать первым экраном и без минималки. С этими условиями я тягаться не мог. Сборы у площадки совсем скромные. И до кучи сказали, что если по Вторжению нет договорённостей, ранее достигнутых, получается, мной, то уже его дадут без МГ. Всё. Кинозал воспрял! Наконец-то в город заходит Дисней! Подписали договор. И оказалось, что то, что я даже не задавал вопрос Диснею про Вторжение по этой площадке, считается, что мне его для них не дали!)) Чую, то ли ещё будет с этой программой!..)))».

А как в вашем регионе складывается ситуация с росписью муниципальных залов, открытых по программе Фонда кино?

В ТЕМУ:

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ КИНОФИКАЦИЮ В КИНОФИКЦИЮ? КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

КАК НЕ ПРЕВРАТИТЬ КИНОФИКАЦИЮ В КИНОФИКЦИЮ? КОММЕНТАРИИ БУКЕРОВ КИНОТЕАТРОВ

3 комментария »

  1. Евгений Буслейко 25 декабря 2019 в 7:59 - Ответить

    Коллеги!

    Я вот читаю и прямо млею. Т.е. все считают, что нормально на БЮДЖЕТНЫЕ деньги построить кинотеатр, на БЮДЖЕТНЫЕ же деньги оплачивать его работу, потому что он не может себя поддержать? Так ведь еще и кино, которое хочет смотреть зритель там нет! То есть по меркам отрасли вбухали гигантские деньги, кинопоказ не сделали доступнее, так еще теперь все эти кинозалы повисли грузом на бюджет! И все говорят что так и надо? Давайте продолжать?

  2. жзл 25 декабря 2019 в 9:12 - Ответить

    Ситуация такая: сильные площадки ничего не хотят менять, слабые настроены перейти в ФК. Вопрос в том, нужна ли самому ФК сеть из слабых кинотеатров?

  3. лида 25 декабря 2019 в 13:56 - Ответить

    выручка от кино идет в бюджет, при этом зп остались низкими. Штатное расписание совка. Какие два механика на один зал при цифре.

КОММЕНТАРИИ »


семь × = 56