Cinemaplex запускает серию интервью с представителями дистрибьюторских компаний, занимающихся прокатом как отечественной, так и зарубежной классики кинематографа. В этом материале на наши вопросы ответил Сергей Тютин, руководитель дистрибьюторской компании «Арткино прокат».
Чем вы руководствуетесь при выборе фильмов? Не пересекаются ли ваши интересы с коллегами из компании «Искусство кино»?
При выборе фильмов мы руководствуемся прежде всего опытом, который приобрели, показывая в течение 20-ти лет классику мирового кино в московском кинотеатре «Мир искусства». У нас давно сложилась своя постоянная аудитория в несколько десятков тысяч зрителей, костяк — думающая молодёжь. На сегодняшний день показы киноклассики уже посетили более полумиллиона человек. Мы хорошо знаем нашего зрителя, его запросы и те фильмы, на которые он готов ходить по многу раз. Уверены, что такие зрители есть и в других городах. И вот, вдохновившись выступлением коллег на первом Слёте художественных кинотеатров, среди которых были руководители компаний «Искусство кино», «Про:взгляд» и «Иноекино», мы 12 апреля 2021 года создали дистрибьюторское направление «АРТКИНО прокат». Возглавляет это направление Денис Устинов, хорошо знающий европейскую систему продвижения арткино.
Пересекаются ли интересы двух книжных издательств, которые переиздают Пушкина и Достоевского? Наверное, пересекаются, их объединяет общая культурная миссия. Для себя мы определили четыре основных направления, из которых только два частично пересекаются с «Искусством кино»:
● Фильмы для детей и юношества;
● Кинонаследие (картины, вышедшее более 10 лет назад);
● Альманахи короткометражных фильмов (ежегодно пополняющийся архив более 10000 фильмов-участников конкурса фестиваля «Арткино»);
● Фильмы, изменившее киноязык (поиски и открытия).
Нам очень нравятся поэзия, фантастика и юмор, поэтому в первом пакете релизов три комедии: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Это не чистое арткино, не мейнстрим, это — артстрим. Авторское кино мы рассматриваем не как что-то заумное, занудное или депрессивное, а как режиссёрское кино, в котором легко узнать почерк его творца. «Искусство кино» выпускает более серьёзные фильмы, чаще драмы, мы – чаще комедии. Бывают, конечно, совпадения по авторам. Выбирая фильмы для первых релизов, мы не знали о планах «Искусство кино» выпустить на майские праздники кинокартину Элема Климова «Иди и смотри», самую страшную и трагическую работу режиссёра. А через месяц мы выпустили самую смешную. От такого соседства зритель только выиграл.
Мы с уважением относимся к выбору фильмов компании «Искусство кино», их коммерческий потенциал мне представляется выше, чем достигнут сегодня. Но и эти успехи значительны и доказывают очевидную для меня мысль, что знакомиться с киношедеврами нужно в кинотеатре. И это будет выгодно кинотеатрам.
В чем преимущество ваших релизов перед новым контентом?
Во-первых, это фильмы, проверенные временем, и их качество подтверждено. Современные фильмы подчас гораздо слабее. Логично с точки зрения зрителя выбирать более качественный контент. Во-вторых, классика – это то, что актуально всегда. Аудитория всегда будет находить в шедеврах кино, как и в шедеврах литературы, ответы на волнующие её вопросы. Возьмём аналогию с книжным рынком. Почему покупают больше поэтических книг классических поэтов, чем современных авторов? Ответ простой: Ренессанс случается не каждый день, поэтому классика всегда в тренде. Только непонимание этой идеи тормозит процесс. Я стараюсь делиться своими мыслями с моими друзьями из Ассоциации владельцев кинотеатров, но их убеждают больше не слова, а кассовые сборы. Поэтому с увеличением доходности наших релизов количество площадок будет становиться всё больше. Но мы также планируем выпускать и современные фильмы.
Есть ли интерес к такому роду контента со стороны зрителей? Почему аудитория должна смотреть эти фильмы в кино, если все релизы есть в бесплатном доступе?
Коллективный просмотр в кинотеатре усиливает эмоции и впечатления от просмотра фильма в разы. Когда ты дышишь в унисон с залом, вместе плачешь, вместе смеёшься, то приобретаешь такой эмоциональный опыт, который останется с тобой на всю жизнь. Режиссёры снимали фильмы с расчётом на большой экран, и многие важные для сюжета и смысла детали на маленьком экране телевизора, ноутбука или смартфона просто не видны. Кроме того, большой экран усиливает эффект присутствия, соучастие в жизни героев картины. Поэтому кинотеатр, как говорят французы, – естественная среда обитания фильма. И поход в кино — это важный социальный ритуал. К каждому релизу мы делаем фильм о фильме «Как создавался шедевр». Показ его перед основной картиной даёт зрителю новые знания и позволяет по-иному взглянуть на, казалось бы, давно известный фильм.
Дайте рекомендацию для кинотеатров — как научить людей смотреть такое кино?
Нужно развивать «эвентовую» составляющую работы кинотеатра. Мы проводим спецпоказы с выступлениями создателей, критиков, психологов, педагогов, кинематографистов, историков кино. С фильмом «Кин-дза-дза» прошло 12 спецпоказов в 11 городах, и это только начало. Все хотят быть не просто зрителями, но и соучастниками события. Поэтому надо активно внедрять обсуждения фильма с аудиторией. Просмотр классического фильма – всегда повод поговорить про сегодняшнюю жизнь и про кино как искусство. Если кинотеатром управляет искусственный интеллект, то встречи со зрителем не происходит. Нужно развивать систему кураторов, аниматоров в кинотеатре, способных создать экономику впечатлений. Зритель покупает эмоции. Если нет возможности привлечь живого выступающего, можно показать видеолекцию-вступление на 5-10 минут. Такой формой в виде предисловия давно пользуется книжный рынок. Суть – объяснить зрителю ценность этого фильма для истории искусства и его принадлежность к высокой культуре, как это делает в музее экскурсовод.
Приглашая зрителя в кинотеатр на артсеансы через социальные сети надо внушать простую мысль: отечественное кино, как и мировое, — это искусство, и его надо смотреть в кинотеатре, естественной среде обитания фильма. Смотреть кино на смартфоне или по ТВ – это всё равно, что листать иллюстрации в альбоме вместо того, чтобы сходить в музей.
Какой средний возраст аудитории? Сильно ли она отличается в мегаполисах и в небольших городах?
В кинотеатре «Мир искусства» средний возраст аудитории 25 лет, часто – это люди с высшем образованием или студенты различных вузов. Первые релизы «АРТКИНО проката» по стране показали, что на советскую классику чаще ходят родители с детьми, чтобы совместно пережить эмоции, передать детям свой культурный код и научиться лучше понимать друг друга. В городе Новая Усмань «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» побил по сборам «Круэллу» и «Форсаж 9», при этом возрастной разброс зрителей был от 5 до 105 лет. В Москве частыми зрителями являются девушки до 30-ти лет из университетской среды.
Что вы делаете для привлечения зрителей? Какие каналы задействуете в маркетинге и продвижении проектов и отдельных показов?
Мы работаем с ними в социальных сетях, используем таргетинговую и контекстную рекламу. Делаем радиопрограммы и лекции на YouTube о режиссёре и о истории создании фильма. Приглашаем журналистов и блогеров на спецпоказы. 26 августа выпускаем в повторный прокат «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и будем тестировать рекламу на мониторах в московском метро.
Немного о деньгах. Выгоден ли такой прокат?
В Советском Союзе повторный прокат фильмов занимал значительную часть репертуара кинотеатров. Фильмы не сходили с экранов десятилетиями. Был даже в Москве специализированный кинотеатр повторного фильма у Никитских ворот, где я в своё время посмотрел многие классические фильмы. Во второй половине 1980-х годов сборы в кинотеатрах от повторного проката превысили сборы от показа нового кино.
Хороший современный пример – киноцентр «Соловей» с 22 залами, который строил свою репертуарную политику так, что многие фильмы шли в кинотеатре более года, то есть они организовали длинный прокат и были успешны. Сегодня такой эффект показывает документальный фильм «Где ты, Адам?», который не сходит с экранов несколько месяцев.
Многозальный кинотеатр должен быть похож на большой книжный магазин вроде «Дома книги». И свои залы специализировать так, как книжный разделяет книги по разным отделам. Здесь научная фантастика, тут бизнес-литература, а там личностный рост. Как сказал руководитель Объединённой киносети Алексей Васясин: «Сегодня тренд на нишевый продукт», и это правда, всем надоел уже однообразный кинофастфуд. Сегодня также время репертуарных экспериментов и поиска новых форм кинопоказа. В эпоху ковидных ограничений и переноса дат релизов крупнобюджетных проектов самыми защищёнными оказываются художественные кинотеатры, которые показывают артконтент. Их зритель более постоянен, меньше смотрит телевизор, не впадает в панику, более осознанно понимает ценность похода в кинотеатр.
Прокат классики выгоден правообладателю, так как фильмы уже сняты и не нужно окупать производственный бюджет. Хотя есть немалые расходы на реставрацию картин, но их новое рождение быстро окупается. Выгодно ли это для дистрибьютора? Пока затрудняюсь ответить. Слишком ещё небольшой опыт на рынке. Кинотеатрам и особенно киносетям показ наших релизов выгоден со всех точек рения: шедевры разнообразят репертуар, привлекут новую аудиторию, возвращают в кинотеатр зрителя, который туда давно не ходит, позволяют проводить специальные события, собирая вокруг них лояльную аудиторию, которая будет возвращаться и, безусловно, зарабатывать деньги. «Таксист» Мартина Скорсезе от «Иноекино» вошёл по сборам в топ-12, «Малхолланд драйв» Дэвида Линча собрал 10 миллионов рублей. И это только начало.
Оказывается ли вам какая-либо поддержка со стороны государства?
Поддержка со стороны государства нам не оказывается. Если бы мы были во Франции, то кинотеатры, показывающие наши фильмы, автоматом получили бы поддержку от Центра национальной кинематографии (СNС). Мы будем предлагать государству поддержать и экономически стимулировать именно кинотеатры, показывающие классику, фильмы для детей и юношества, короткий метр и арткино. Это гораздо лучше и эффективнее, чем создавать госпрокатчика или показывать авторское кино по бросовым ценам, тем самым обесценивая его в глазах зрителя.
Что планируете делать, когда «коллекция» закончится?
На «Мосфильме произведено более 2000 полнометражных фильмов, из которых только пару десятков вышло в повторный прокат. Так что на наш век хватит. Для составления альманахов короткометражного кино у нас ещё более широкое поле деятельности. В год на конкурс фестиваля «Арткино» присылают более 700 новых фильмов, многие из которых по качеству превышают современное полнометражное кино. Кроме того, мы не будем ограничиваться российским кинематографом и классикой. Цель – не вызвать ностальгию по советским временам, а поддержать современное российское режиссёрское кино.
Вы работаете с «Золотой коллекцией» Мосфильма. Планируете ли взять что-то из коллекции Ленфильма после завершения всех судебных тяжб студии?
Почему бы и нет. «Ленфильм» тоже наш давний партнёр по кинотеатру «Мир искусства». Тем более, что на этой студии сделаны все фильмы моего учителя – Алексея Юрьевича Германа.
В ТЕМУ:
АЛЕКСЕЙ БАЖИН («ИНОЕКИНО»): «ПОСЛЕ НАШИХ ФИЛЬМОВ ПОЧТИ ВСЕГДА В ЗАЛАХ ЗВУЧАТ АПЛОДИСМЕНТЫ»
КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ О РАБОТЕ С ФЕСТИВАЛЬНЫМ КИНО: «В РЕПЕРТУАРНОЙ СЕТКЕ ПОД НИХ ПРОСТО НЕТ МЕСТА»
Сергей, здорово! По поводу пробить такую поддержку сейчас — здравая и правильная идея. Вы ее предлагали уже в Министерство культуры? Поддержала ли АВК? Если обратиться к кинотеатра, многие поставят свои подписи. Спасибо Вам.