ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО КИНОПРОКАТА. ОКТЯБРЬ 2021 ГОД

Каким бы прекрасным не представлялось нам будущее после старта фильма «Веном 2», который пришелся на 30 сентября, к сожалению жизнь внесла свои суровые коррективы. Если рассматривать показатели сборов и посещаемости в октябре за последние четыре года, то складывается следующая картина:

Год Сборы (млн. руб) Посещаемость (млн. чел)
2018 4279 17,2
2019 5338 21
2020 1500 6
2021 3900 13

Благодаря принятым мерам и закрытию кинотеатров в ряде основных регионов России, а так же активному введению прохода в кинотеатры по QR-кодам, мы получили падение выручки на 27%, относительно 2019 года, а посещаемость вообще рухнула на 38%.  Таким образом, уровень восстановления отрасли, как был так и остался на уровне 60%.

По итогам прошлого месяца решил дополнить анализ небольшой вставкой об иностранном кинопрокате. Сравним кассовые сборы в США фильмов-маячков: «Веном» и «Босса-молокосос».

Фильм Дата старта в США Рейтинг Сборы (млн. $)
Веном 01.10.18 PG-13 213
Веном 2 01.10.21 PG-13 193
Босс-молокосос 31.03.17 PG 175
Босс-молокосос 2 02.07.21 PG 57

Да, действительно в Штатах второй “Босс” собрал в три раза меньше, чем первый. Полученный результат значительно скромнее , чем у нас. Но я бы скорее связал это с конкретной ситуацией по открытию/закрытию площадок, чем с качеством мультфильма.

Вернемся на Родину. Что же показали в России конкретные релизы? Безусловно отлично сработал второй «Веном», побив денежный результат первой части и выступив успешнее «Дэдпула».

Фильм Дата старта в РФ Рейтинг Сборы (млрд. руб) Посещаемость (млн. чел)
Веном 04.11.18 16+ 1,9 7
Веном 2 30.09.21 16+ 2 6,5
Дэдпул 11.02.16 18+ 1,59 6
Дэдпул 2 17.05.18 18+ 1,23 4,7

Новый «Бонд» проявил себя по сборам не хуже предыдущих частей в рублевом эквиваленте. Однако, как мы помним, в 2012 году сборы по текущему курсу составили $25 млн, а в 2021 уже только скромные $10 млн. Что безусловно сильно снижает интерес иностранных прокатчиков к нашей территории, и, как следствие, потенциальные рекламные бюджеты.

Фильм Дата старта в РФ Рейтинг Сборы (млрд. руб) Посещаемость (млн. чел)
Координаты “Скайфол” 23.10.12 16+ 0,79 3,2
007: Спектр 06.11.17 16+ 0,79 2,6
Не время умирать 07.10.21 12+ 0,76 2

К огромному сожалению, развернуться в полную силу выходящим мультфильмам не позволили начавшиеся ограничения. И если «Семейка Адамс 2» еще сумела хотя бы как-то себя проявить, то остальные — нет.  «Неисправимый Рон» (160 млн. на 7.11), несмотря на несколько слабую рекламную кампанию потенциально собрать кассу, если не на уровне «Ральфа», то хотя бы как «Валл-и». Поднятая тема «дружбы» с гаджетами очень актуальна сегодня, да и герои отлично нарисованы. Отдельного упоминания стоит, происходящий в очень популярной вселенной сказочного патруля, «Кощей. Начало» (65 млн на 7.11). С одной стороны мультфильм немного даже выиграл от ухода других релизов, что позволило получить ему тот формат, которого он заслуживал. С другой, явный интерес зрителей, который «оборвали» закрытием кинотеатров. Я с ходу не смог найти ни одного отечественного аналога, вышедшего вне новогодних праздников, но в любом случае считаю, что прогноз сборов в 250 млн рублей не был бы чересчур оптимистичен. Что при бюджете в 200 млн рублей, для отечественной анимации вполне успешный результат.

Ушли из графика релизов многострадальные «Монстры на каникулах 4». Это вроде неплохо, так как у них явно не было возможности полностью реализовать свой коммерческий потенциал, но вероятность выхода на отечественном рынке только в формате онлайн серьезно возросла.

Фильм Дата старта в РФ Рейтинг Сборы (млрд. руб) Посещаемость (млн. чел)
Монстры на каникулах 2 22.10.15 6+ 1 4,4
Монстры на каникулах 3: Море зовёт 12.07.18 6+ 1,12 5,4
Семейка Аддамс 31.10.19 12+ 0,79 3,3
Семейка Аддамс: Горящий тур 07.10.21 12+ 0,4 1,5

Внезапность и несогласованность решений по закрытию  кинотеатров, введению ограничений и проверке QR-кодов поставили в тупик не только сами кинотеатры, но и прокатчиков. Только потом стало ясно, что 55% кинотеатров продолжили свою работу и потенциально могли обеспечить не самый плохой прокат. В результате ушел с даты «Летчик», при этом сохранив, я надеюсь, перспективы кинотеатрального проката.

«Кощей. Начало» стал интересным экспериментом «псевдогибридного» релиза в кинотеатрах и в онлайн. Именно «псевдо» – здесь выход в формате онлайн служит неким «заменителем» части закрытых кинотеатров. И меня очень пугает история, когда зритель за билет на сеанс в кинотеатре должен платить за билет условные 200 рублей, а в онлайн-кинотеатре он легально может получить тот же контент за 1 (!) рубль. Что-то явно пошло не так, господа продюсеры?

А вот «Семейный бюджет» оказался потерян для кинотеатров совсем, и вышел в только интернете. В целом, в графике релизов сейчас царит полная неразбериха.

Кинотеатры очередной раз становятся сакральной жертвой невнятной и нелогичной политики борьбы с COVID-19. Для сравнения, пассажиропоток петербургского метрополитена составляет порядка 3,5 млн. пассажиров в день. Т.е. закрытие питерского метрополитена на 3 (!) дня, сопоставимо с остановкой ВСЕХ кинотеатров России на целый месяц. Понятно, что закрытие основного вида транспорта в мегаполисе вызовет серьезное недовольство среди жителей и транспортный коллапс, но такая мера была бы действительно эффективной. Во-первых, именно на этот случай были объявлены нерабочие дни. Во-вторых, такой запрет невозможно обойти, а значит он точно даст эффект. Но ладно метро, такой эксперимент действительно социально опасен. В самолетах, поездах и междугородних автобусах хотя бы можно QR-коды начать спрашивать? Там и подготовиться время есть, и проверить.

Что же касается эффективности мер по закрытию ресторанов, фитнес клубов и кинотеатров, то, после небольшого размышления и оценки результатов предыдущих локдаунов, становится понятна их бесполезность. Принцип «вы делаете вид, что закрываете – мы делаем вид, что слушаем вас» отлично виден в работе всех остальных «закрытых» отраслей.

На сегодняшний день перспективы нашего бизнеса выглядят весьма плачевно. Объявленная помощь, в размере МРОТ на одного сотрудника, в какой-то степени позволит выплатить заработную плату и перекрыть некоторые расходы простоя с конца октября по 7 ноября. Но дальше нас ждут обязательная проверка QR- кодов. Однако, как показала практика регионов, где QR- коды введены ранее 25 октября, выручка при этом режиме падает в 2,5-3 раза, что делает работу кинотеатров нерентабельной и, как следствие, бессмысленной.

В новых реалиях, если не отменят QR-коды, все наши надежды сосредоточены на новогодних праздниках. Поход в кино в эти дни стал таким же обязательным “блюдом на столе”, как салат оливье.

Ждем и надеемся!

P.S. Уже в конце выходных стал известен интересный факт. В Москве, в городе с самой большой заболеваемостью, QR-коды для посещения кинотеатра НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Они только РЕКОМЕНДОВАНЫ к проверке. Прокомментировать логику этого факта цензурными словами я не берусь.

В ТЕМУ: 

ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО КИНОПРОКАТА. СЕНТЯБРЬ 2021 ГОДА

ХРОНИКА САНИТАРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РОССИИ. НЕРАБОЧИЕ ДНИ НЕ ПОМОГЛИ

АНАЛИЗ КИНОАУДИТОРИИ ВО ВРЕМЯ ЛОКДАУНА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ УХОДИТ В ОНЛАЙН

ХРОНИКА САНИТАРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РОССИИ. БУДЕМ ПРОДЛЕВАТЬ

БОКС-ОФИС РОССИИ 28-31 ОКТЯБРЯ: ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОЩЕЙ!

РАЗБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СУБСИДИЙ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ

Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Яша
Яша

Власть рассматривает QR-коды как кнут для антипрививочников. В Мск больше всего привитых, поэтому кодов там и нет. Тут логика есть.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Яша

Но и не привитых больше всего в Москве получается. Так что не получается =)

Ирина
Ирина

А у нас в Белгороде тогда как? У нас больше Москвы привиты. Не получается. Сидим на куаркодах

Ирина
Ирина

Транспорт работает. По сути это взрослые население, не то это все , выручки нет

Владимир
Владимир

Евгений, почему наша отрасль молчит. Предположим, Каро получил денег от ВТБ, а остальные? Все устараивает? Илиизнт что-то, чего простые люди неизнают? Ведь снова впередивыходят платформы?

Владимир
Владимир

Ещё вопрос: почему министерство культуры выбросило за борт кинотеатры, а с яндексом делают фестивали и культурные программы? Платформы – это разве не минцифры? Почему все занимаются не своим делом?