УЛЕЙ (12 МАЯ; CAPELLA FILM): ЖЕНСКИЙ БИЗНЕС ПРОТИВ МИЗОГИНИИ

12 мая в российский прокат выходит драма УЛЕЙ про женщину, основавшую собственный продовольственный бизнес на фоне последствий войны в Косово 1998 года. Героиня, которая устала от неопределенности будущего, взяла судьбу в свои руки и помогла другим сделать то же самое. Правдивая драма режиссера Блерты Башолли, лишенная сентиментальности, отрезвляет, как холодный душ.

ТРЕЙЛЕР 

Ролик, освещающий все основные сцены фильма, напоминает короткометражку, которая вводит зрителей в несправедливый мир деревенской жизни. 

ПРОСМОТР 

УЛЕЙ — дебютный полнометражный фильм уроженки Косово Блерты Башолли. В 2021 году картину показали на «Сандэнс». Впервые в истории кинофестиваля лента получила все три главные награды — за режиссуру, приз Большого жюри и зрительских симпатий. Кроме того, это первый косовский фильм, вошедший в шорт-лист номинантов на «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм». 

Несколько женщин отработанными движениями отделяют мякоть печеного перца от шкурки, а потом варят ярко-красную балканскую икру на продажу. И даже с киноэкрана чувствуется легкий дымный аромат овощей для пряного айвара. Но это будет позднее. А пока люди в противочумных костюмах ведут описания трупов людей, уложенных в ряды, — картинка, которая с ужасом откликается в нас с ковидного 2020-го. Но УЛЕЙ — не фильм про эпидемию в духе содербергского. Он про другие ужасы, которые сегодня не меньше отзываются в российском зрителе, чем вспышка коронавируса. 

В основе сюжета история, основанная на реальных событиях послевоенного Косово. Муж Фахри (Илька Гаши) пропал без вести, так что среди погибших в белых мешках она ищет его и не находит. Но время идет, а значит ей нужно самой обеспечивать семью. Правда, это не так просто делать в патриархальном обществе, где женщину, которая зарабатывает и сама водит машину, называют “курвой”. Несмотря на это, Фахри затевает небольшой бизнес по продаже домашнего айвара в местный супермаркет и привлекает к производству других женщин, оставшихся без мужей.

Главная героиня живет с двумя детьми и тестем которые тоже относятся к числу обидчиков. От пропавшего благоверного ей достался улей, так что под жужжание черно-желтых насекомых вся в укусах она делает матриархальный улей в своем доме, где женщины трудятся, как пчелки, и болтают о жизни, о будущем замужестве. Объединенные одним горем они нашли спокойствие и безмятежность в этом тихом уголке. В доме Фахри их никто не ужалит упреками общества, в котором готовка может быть политическим актом. Здесь даже можно устроить вечеринку и танцевать, не ожидая осуждений. 

Фахри обвиняют в том, что она недостаточно скорбит о своем муже. Но она вспоминает о нем постоянно: когда возится с пчелами или когда видит сына, который причесывается в точности, как он. Как и другие героини, она балансирует между горем и надеждой. УЛЕЙ — это вдохновляющая история о том, что война ведется не только мужчинами на поле битвы, но и женщинами на кухнях, сражающимися за свое право нормально жить. 

Операторская работа Алекса Блума напоминает съемки документального кино с большим количеством крупных планов и медленной камерой. И Гаши выглядит в кадре естественно, так, будто за ней никто не наблюдает. В натуралистической картине честно показаны не только быт простых людей вплоть до менструации, но и демонстрации против политиков, скрывающих правду о числе погибших в войне. На фоне мрачных тонов фильма ярко выделяются желтые баночки с медом и красные с айваром, точно в теплоте этих цветов заключена вся любовь вдов и искра грядущих перемен. 

Башолли не освещает подробности самого военного конфликта и не придерживается какой-либо из сторон, концентрируясь на несправедливых социальных обычаях повседневной жизни. Ее фильм служит напоминанием о том, что трагедии войны выходят за рамки поля боя и свербят коллективной травмой у женщин, спотыкающихся об упреки в недостаточной скорби после семи лет ожиданий мужей. 

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ 

Фильм понравится любителям мирового независимого кино, а также тем, кому интересно узнавать про быт экзотичных стран.  

ПРОКАТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

На дате старта релиза вернется на большие экраны драма КОФЕ И СИГАРЕТЫ. Новинки в комедийном жанре БОТАН И СУПЕРБАБА, МАРУСЯ ФОРЕВА! и драма с элементами комедии ЭТОМУ БЫТЬ! не составят конкуренцию УЛЬЮ. Боевик ВРЕМЯ ПАТРИОТОВ, ужасы ЗАКЛЯТЬЕ: СПУСК К ДЬЯВОЛУ, а также триллеры ГРЕШНОЕ ТЕЛО и ФЛЭШБЕК, скорее всего, не переманят аудиторию фильма. В категории независимого кино выходит якутская драма НЕЛЕГАЛ, которая вместе с отечественной мелодрамой ДЫШИТЕ СВОБОДНО посоревнуется за зрителей УЛЬЯ. 

РЕФЕРЕНСЫ 

БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ (15.3 млн на старте / 310.8 млн общие сборы, FOX) — российский взгляд на военную операцию НАТО в Югославии.

СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ (0.8 млн на старте / 1.7 млн общие сборы, CAPELLA FILM) — польско-германская драма о волшебнике-массажисте после взрыва в Чернобыле от того же прокатчика.

В ПОГОНЕ ЗА ВЕТРОМ (1.2 млн на старте / 1.8 млн общие сборы, CAPELLA FILM) — спортивная драма о Мишель Пейн, которая была первой женщиной-жокеем, выигравшей Кубок Мельбурна.

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Медово-айварный микс в косовской феминистской драме, снятой в лучших традициях документальных фильмов.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии