
Более 100 административных дел о нелегальном кинопрокате возбуждено в 2024 году в России, сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).
Постоянно мониторим наш отечественный кинопрокат, более 100 дел возбуждено по данному вопросу в этом году. Это прямое нарушение действующего законодательства, — сказала она.
Также Любимова отметила, что полностью справиться с проблемой теневого кинопроката, когда кинотеатры показывали голливудские блокбастеры, не удалось. Министр добавила, что проблема пиратского показа в кинотеатрах и в интернете существует не два последних года, а с момента существования в принципе авторского права. Эта проблема актуальна для многих стран, особенно где развита система кинопроката.
Понятно, что эта ситуация не выглядела таким образом в России в тот момент, когда присутствовали официальные дистрибьюторы. Это стало определенным вызовом для всей индустрии в тот момент, когда американские крупные студии покинули РФ, и тут же появились желающие воспользоваться этой ситуацией и попытаться на этом заработать. Ни при каких условиях это недопустимо, — подчеркнула она.
Необходимости ужесточать действующее законодательство России для борьбы с пиратским прокатом фильмов в кинотеатрах нет, но нужно внимательнее контролировать отечественный кинопрокат, считает министр культуры РФ.
Те отдельные какие-то заявления, которые появлялись еще полтора года назад, что мы легализуем пиратский контент, раз американские продюсеры ушли, и не будем контролировать отечественный кинопрокат, — это неправда. Мы будем бороться с пираткой, она убивает отечественный кинопоказ, в принципе экономику российского проката. Я считаю, что что-то менять в законодательстве, чтобы его ужесточать, нет никакой необходимости. Просто надо внимательнее на всех уровнях следить за тем, что идет в отечественном прокате, — сказала она.
Как отметила Любимова, чем больше пиратских кинопоказов, тем меньше перспектив развития российского национального кинематографа. Но действующее законодательство позволяет с этим бороться.
Министр напомнила, что в апреле несколько крупнейших кинопрокатчиков направили ультиматум о том, что не предоставят ключи для показа легальных фильмов тем кинотеатрам, в афишах которых есть пиратский контент. Любимова назвала это действенной мерой, которая говорит о взрослении российского кинобизнеса.
Но что тогда должно быть с нашей стороны? Для того, чтобы этот официальный документ, подписанный ведущими российскими прокатчиками, был актуален, нам нужно добиться, чтобы в индустрии было такое количество блокбастеров, чтобы одна мысль о том, что российские кинопрокатчики заберут ключи от российского контента, была бы абсолютно недопустимой в голове любого владельца кинотеатра, — подытожила она.
Также отметим, что кинотеатрам приходится отбиваться не только от нападок министерства культуры своей страны, но и от активных сторонников защиты американских производителей вне государства. Эти частные лица по каким-то своим причинам пишут доносы на кинотеатры в США и в европейские страны. Комментариев по данному факту редакции не удалось получить ни от одного участника бизнес-сообщества.
При этом Алексей Воронков, координатор сети кинотеатров «Синема 5», согласился с позицией министра культуры РФ и заявил, что в России не должно быть теневого кинопроката. Необходимость затыкать дыры пиратскими релизами отпадет, добавил он, если каждый месяц будет по два больших российских фильма.
До начала лета иностранного кино в России практически не было. Практически весь апрель, весь май, когда выходили «Сто лет тому вперед» и «Майор Гром», в кинотеатрах не было альтернативного проката вообще никакого. Как только есть российский контент, прибегать к использованию предсеансового обслуживания кинотеатрам не надо абсолютно, потому что российское кино действительно может собирать хороший оборот. Сейчас в России производится от 300 до 600 фильмов в год, при этом знаковых максимум 10. Это фильмы, которые работают. Для того, чтобы работать, фильмов уровня «Холопа» должно быть, как минимум, 10–12 в год, плюс еще 5–10 фильмов уровня «Сто лет тому вперед». Два больших фильма в месяц — это минимальный уровень, который сможет раскрутить маховик кинохождения, — сказал Воронков.
По его словам, летом перед кинотеатрами возникла дилемма: закрываться или показывать «хоть что-то».
Как только российских фильмов нет, кинотеатры вынужденно идут на использование предсеансового обслуживания и альтернативного контента. Например, с июня по сегодняшний день ни одного крупного российского релиза в кинотеатры не попало. И здесь вопрос стоит: либо закрыть кинотеатры совсем, либо показывать хоть что-то, что есть. Сейчас мы видим, что с ноября идут российские релизы и, думаю, ситуация повторится. Как только будут появляться крупные российские проекты, теневой прокат будет самостоятельно уходить, потому что больших оборотов он, конечно, уже не приносит, как в то время, когда это все было официально через дистрибьюторов, — уверен он.
При этом Воронков указал два пути избавления от теневого проката.
Однозначно, теневого проката не должно быть и здесь два решения вопроса. Либо мы должны снимать столько фильмов, чтобы кинотеатрам хватало на круглый год, а не только на Новый год и на сезон, либо вторая история. Мы давно уже должны прийти к законодательному регулированию, например, пойти по пути Белоруссии, в которой легализовали контент из недружественных стран и абсолютно официально работают. Надо придумывать закон или начать выпускать достойное количество больших российских фильмов, — заключил Алексей Воронков.
Кто за то, чтобы ткнуть носом этих умников в реальность как котёнка, который нагадил? Какие все фантазёры…