
В условном населённом пункте или, как любили писать классики, в уездном городе N работают два или более кинотеатра. И разобраться, кто из них портит общую статистику и жизнь соседу, будет не сложно, если одна из площадок решит устроить в той или иной форме демпинг цены билета.
На уровне всей страны подобных «соседей» может быть огромное множество. И они уже оказывают не совсем очевидное, но серьёзное влияние как на общие показатели, так и на развитие отрасли в целом. Виной тому нарочно укрупнённые «общие показатели»: суммарные кассовые сборы, средняя цена билета, средняя посещаемость. Последний критерий при составлении отчётов регулярно опускается, так как он даже на уровне страны портит общую картину.
Для наглядности возьмём не самый благополучный период отечественного проката. К слову, таковым он был не всегда. До 2020 года летний сезон не вызывал такой бурной негативной реакции в киносообществе. Практически каждый месяц выходило пара больших зарубежных релизов, которые спасали кинотеатры в сезон шашлыков, дач и отпусков. В 2023 и 2024 году произошло то же самое.
Так как кассовые сборы в связи с ростом цены билета не отображают в полной мере объективную картину, то за ключевой показатель возьмём посещаемость кинотеатров.
Лето 2019 года запомнилось стартом таких фильмов, как «Люди Икс: Темный феникс» (418 млн. руб), «Люди в черном: Интернэшнл» (593 млн. руб.), «История игрушек 4» (488 млн. руб.), «Проклятие Аннабель 3» (349 млн. руб.). И это только релизы июня. В июле начался прокат следующих картин: «Человек-Паук: Вдали от дома» (1,2 млрд. руб.), «Король Лев» (2,6 млрд. руб.). Закрывали летний сезон фильмы августа: «Форсаж: Хоббс и Шоу» (1 млрд руб.), «Angry Birds 2 в кино» (517 млн. руб.), «Однажды… в Голливуде» (1,1 млрд руб.).
Конечно, были и другие релизы, которые делали свой скромный вклад в прокат. Важно отметить, что по современным меркам подобный «скромный вклад» уже считается успешным результатом. При этом продолжительность проката картины была сравнительно невелика.
Вернёмся в наши дни. Летом 2024 года, как отмечают представители рынка, аудиторию в кинотеатры заманивали исключительно такие новинки из-за рубежа, как «Головоломка 2», «Дэдпул и Росомаха», «Чужой: Ромул», «Гадкий я 4», «Смерч 2» и «Плохие парни до конца». Но их точные кассовые сборы неизвестны.
Что же касается официального проката, то список ключевых премьер составим на основании мнения нашей аудитории в телеграм-канале, которая успешно определяла лидеров уик-энда. Их выбор пал на следующие картины:
- «Непослушники» (кассовые сборы — 218 млн. руб),
- «10 жизней» (213 млн.),
- «Три богатыря. Ни дня без подвига» (269 млн)
- «Бывший в помощь» (45 млн)
- «Самая большая луна» (25 млн)
- «Не одна дома» (214 млн)
- «Водитель-олигарх» (309 млн)
- «Собиратель душ» (376 млн)
- «Тополиный пух» (61 млн)
- «Бордерлендс» (163 млн)
- «Выбери меня» (20 млн)
- «Ворон» (167 млн) — прокат продолжается.
- «Лунтик. Возвращение домой» (141 млн) — прокат продолжается.
Так что основными спасителями проката стали две компании: «Атмосфера кино» и «Вольга». Главный новогодний прокатчик, видимо, ждёт наступления холодов, приговаривая фразу «зима близко».
Если сравнивать суммарную посещаемость летом, то получим, что она отличается всего на 7%: 24 млн человек пришло в кино в 2024 году и 22,1 млн человек посетило кинотеатры в 2023 году. Важно отметить, что в прошлом году «вытянул» печальную статистику французский мультфильм «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» от «Экспоненты».
Поговорим о деньгах. В 2023 году зрители принесли в кинотеатры 6,2 млрд рублей, а в 2024 году — 8,3 млрд рублей. Рост кассовых сборов на 24,7% получилось достичь за счёт повышения цены билета.
Но здесь кроется небольшой нюанс. Согласно аналитическим отчётам ЕАИС, средняя цена формируется за счёт демпингующих малозальников (1-2 зала), которые зачастую являются муниципальными, и высокой цены билета от кинотеатров с количеством залов от 12 до 24, которых не так много. Объективно средняя цена билета немного выше, если основываться на данных оставшихся коммерческих площадок.
Если ориентироваться на заявления представителей кинопоказа о том, что текущая цена билета не соответствует реальным расходам кинотеатров, то в первую очередь подводят отечественный кинопрокат именно муниципальные кинотеатры. В том случае, когда площадка является единственной и находится в малом населенном пункте, то подобный ход, можно считать, не сказывается на работе отрасли. Но в больших населенных пунктах и городах миллионниках ценовой демпинг портит жизнь окружающим.
Стоит отметить, что помимо этого регулярно проводятся бесплатные кинопоказы как на муниципальных площадках, так и в летних кинотеатрах под открытым небом. Исключение, которое можно, да и нужно допускать – это показы для социально незащищенных категорий граждан. В остальном же это откровенный подрыв работы отрасли.
В итоге получаем, что малозальные кинотеатры проводят достаточную большую долю от общего количества сеансов, зарабатывая при этом в разы меньше. Тем самым они оказывают негативное влияние на статистику по отрасли. Получаем очевидный вывод: коммерческие кинотеатры приносят основную часть доходов прокатным компаниям, продюсерам и, как следствие, государству.
Тем не менее суммарные и средние показатели кассовых сборов и посещаемости в полной мере не отображают действительно пугающую картину, сложившуюся в российских кинотеатрах. Речь пойдёт о заполняемости залов. Из диаграммы ниже легко сделать вывод, какая доля зала кинотеатра простаивает без зрителей.
Конечно, количество залов и их вместимость определённо изменилась с 2019 года, и это стоит учитывать. Поэтому разберём ситуацию на примере прошедшего лета 2024 года.
Получаем две категории кинотеатров, которые отличаются плохой посещаемостью с распределением по залам. Эффективность площадок с 12 залами и более не вызывает вопросов в текущей плачевной ситуации в отечественной индустрии. Они не отличались высокой посещаемостью и в лучшие годы.
Напротив, однозальные кинотеатры показывают себя еще хуже. Их заполняемость не превышает 7%. Из чего возникает вопрос: насколько в целом эффективна работа подобных учреждений и имеет ли она смысл с точки зрения затрат на поддержание их функционирования? Особенно если это отдельно стоящие здания с количеством посадочных мест более 300. Не исключаем, что они могут получать или уже получили субсидии в размере от 5 млн до 9 млн от Фонда кино по программе модернизации.
Самыми эффективными стали кинотеатры с 5-6 залами, которые являются, очевидно, коммерческими площадками.
В заключении важно отметить, что коммерческие кинотеатры, конечно, имеют большой опыт работы. Активные представители кинотеатрального сообщества хорошо понимают ситуацию на рынке. Но без муниципальных площадок, скорее всего, не получится охватить все категории граждан страны. И для оценки эффективности работы кинотеатра, помимо средней цены билета и кассовых сборов, также стоит ориентироваться на показатель заполняемости зала.
Далеко не все регионы могут похвастаться балансом в работе площадок. Поэтому за руководством следует обратиться к представителям Республики Дагестан. За всё нестабильное лето 2024 года средняя заполняемость их кинотеатров не падала ниже 21%.
Средняя цена билета в регионе варьировалась от 306 рублей до 354 рублей.
Также регион отметился высокой посещаемостью сеансов, на которые в среднем приходило от 41 до 65 человек.
А если серьёзно, то оценка эффективности работы индустрии на государственном уровне должна быть более взвешенной и разносторонней, учитывая тот факт, что все необходимые данные для анализа уже имеются. Также стоит акцентировать внимание на эффективность расходования средств на модернизацию муниципальных кинотеатров и их дальнейшую судьбу.
О важности качества выпускаемых релизов и их распределении в течение года представители отрасли отмечали не раз. По итогу летнего сезона 2024 года эта проблема всё еще остаётся актуальной.
Вчера вышел фильм «Лапин» который полностью профинансирован государством и ни копейки отбивать не нужно, потому как все средства безвозвратные. Я второй кейс с этой фичей вижу, первым была очень трогательная трагикомедия «Танцуй, селёдка!»
Я так и не понял из статьи кто виноват? И в чем посыл брать пример с Дагестана, показывать короткометражки вместо Сто лет тому вперед?
Кто виноват — уже другой вопрос. А подводят кинопрокат демпингующие 1-2 зальные кинотеатры, бесплатные показы новинок на открытых площадках. В целом, отсутствие блокбастеров летом — это слишком очевидный ответ.
Пример с Дагестана стоит брать по показателям заполняемости залов и средней посещаемости. Малозальные кинотеатры даже с низкими ценами не достигают таких значений.
Какая-то чушь дикая. Не задирающие цену до небес кинотеатры демпингуют и подводят кинопрокат. Бред сивой кобылы. Реальность в том, что цены на билеты и так загнули выше некуда. И хотят ещё больше, потому что никчемные бездари и тупицы по большей части вроде Воронкова и Исаева ничего другого придумать не в состоянии. Ориентироваться на заявления представителей кинопоказа. Врут представители кинопоказа и нагло врут. Всё те же Воронковы и Исаевы, никому другому там слова не дают.
Что это за бизнес такой, качество товара и разнообразие его резко упало, а хотим, чтобы платили больше и намного больше. Образно говоря, привозили Мерседес, а теперь хотим вместо Мерседеса, то есть блокбастера, всунуть Запорожец или Москвич причём по значительно большей цене. Бизнесмены называется. Или другой пример. Был пристойный ресторан, ассортимент кухни уменьшился вдвое, лучшие блюда убрали, поваров уволили, стала закусочная фастфуда, людей стало ходить намного меньше, а почему не понимают, хотят цены взвинтить, сделать намного дороже, чем было.
Открытие века сделали, что в провинциальных 1-2 зальниках билеты существенно дешевле, чем в больших мультиплексах крупных городов. И это называется демпингуют. Если одни загнули цену, другие вовсе не демпингуют, ставя адекватную. И как будто в других странах не так. Не знает видно автор, что в какой-нибудь глухой дыре Дакоты, Вайоминга или Айдахо сходить в кино будет стоить минимум вдвое дешевле, чем в мультиплексе Лос-Анджелеса, Нью-Йорка или Чикаго. И это без учёта модных так всяких там премиальных форматов. Средняя стоимость билета в Америке 11 долларов, но хрен вы в центральной части Лос-Анджелеса или Нью-Йорка попадетё на нормальный сеанс дешевле 16-18, а то и 20 долларов. Да и пределах города разница может быть очень существенная. Выражение dollar theater не слышали наверное к тому же?. Билет за доллар так и было буквально когда-то. А там государственных кинотеатров ведь нет и поддержки как таковой тоже.
Какой смысл вообще в этой псевдноаналитике летнего периода. Когда многие большие кинотеатры получали копии каждого голливудского блокбастера, а основная масса такой возможности не имела. На этом что ли эффективность мерить?Не хочется ругаться и устал жутко, но не могу просто. Какие такие новые релизы показывали бесплатно и где, насколько массово, автор привести не пожелал. Нехватка летних блокбастеров. В тысячепервый раз что ли надо повторять, что по-другому и быть не могло. Что летом на что-то претендующее своё кино выходит в Европе разве что у французов. Или что никто такую ситуацию не планировал и не готовился к ней. А вам вынь и положь блокбастер каждые две недели.
Я почти полностю согласен… Но! Блокбастеров у нас и НЕ БУДЕТ, потому что подорвана ВСЯ материально-техническая база их создания. Плюс общий уровень росскино продолжает неуклонно снижаться, и наш зритель на это адекватно реагирует. Плюс многие молодые мужчины сегодня на СВО и многие потребители арт-хаусного кино уехали за рубеж. Поэтому, увы, кинопоказ в нашей стране медленно загибается, так как даже пиратский Голливуд не вызывает у публики почти никакого интереса.
Давайте отталкиваться от обратного. Если придерживаться мнения Минкульта, то отечественных релизов выпускается много. Без альтернативного проката российский зритель может обойтись. И отдельные представители отрасли заявляют, что он скоро уйдёт в небытие, а падение сборов нужно компенсировать ценой билета. Лишним повышением цены билета ничего не добиться, считают другие кинопоказчики.
Однако кто-то же виноват в сложившейся ситуации в отрасли. Наверно, это малозальные кинотеатры, которые портят статистику. И с ними надо как-то бороться.
Рифат, добрый день! Не очень понятен критерий, по которому вы ищите «виновных». Из анализа статистики посещаемости и сборов с 2019 года как раз получается, что выручка упала не сильно, сильно упала посещаемость. Про цену билета я писал отдельный материал — цена билет выросла пропорционально расходам кинотеатров. С чем связано падение посещаемости? Это по моему очевидно, с тем, что изменилось с 2022 года — стало меньше фильмов, которые интересны зрителю. Продвижение фильма, как мера по формированию зрительского интереса, тоже практически исчезло. Как с этим связаны кинотеатры, имеющие низкую стоимость билета? Никак! А то, что кинотеатры в разных местностях формируют разное ценовое предложение, это как раз абсолютно нормально — есть «5ка», а есть «Азбука вкуса». Разные целевые аудитории.
Евгений, вы верно подметили сомнительность критерия поиска виновных. Если не виноваты продюсеры и Минкульт — то виноваты кинотеатры. Если не виноваты коммерческие площадки, которые всеми способами зарабатывают кассу и добиваются роста сборов, то виноваты муниципалы, у которых результаты слабые, а вложения в их развитие растут.
Придерживаюсь мнения, что нельзя серьезно воспринимать указанные выше доводы. Но это не отменяет того факта, что ресурсы отрасли направлены не в ту сторону. Средства на модернизацию всеми забытых кинозалов давно пора перенаправить в той или иной форме на действующие площадки. Минкульту заняться не лоббированием отельной части киноиндустрии, а выстраивать полноценную и слаженную работу отрасли в целом. Коммерческие площадки вернуть в легальное русло либо убрав обязательность получения ПУ, либо легализовав имеющийся опыт. И далее по списку.
Но так как вышеперечисленное не реализуется, будем искать других виноватых в бедах индустрии.
Мне тоже показалось, что это такой тонкий стеб. Никто уже давно не ищет в этой отрасли действительно ответственных лиц! Как что случилось, виноваты кинотеатры. Я так этот материал прочла. А они здесь скорее всего сами потерпевшие и жертва. Причем у всех. Зачем уже столько лет существует с такой жертвенной философией и кивать головой на те действия, а точнее бездействие, которое происходит сверху. Как я поняла, основная масса владельцев ком кинотеатров имеет сейчас доп источник доходов, поэтому и отношение у этой верхушки на авось. Если бы они сидели только в этом рынке, все было бы по-другому.
Хто-хто, дед Пихто-))