Российские фильмы, снятые при поддержке Фонда кино, стали чаще окупаться в прокате. Если в 2022 году из 26 таких лент коммерчески успешной стала только одна, то в 2024-м из 25 картин прибыль создателям принесли уже пять проектов, следует из подсчетов на основе данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, отмечают в РБК.
Самым кассовым и при этом коммерчески успешным фильмом 2024 года стала вторая часть «Холопа». Прибыльными для создателей в 2024 году также стали «Бременские музыканты», третья часть серии «Лед», «Руки вверх!» и «Лунтик. Возвращение домой». То есть весь топ-5 самых кассовых российских фильмов по итогам 2024 года представлен лентами, снятыми при поддержке Фонда кино, следует из данных ЕАИС. Помимо «Холопа 2», «Бременских музыкантов», «Мастера и Маргариты» и третьей части «Льда» в рейтинг также вошел фильм «Сто лет тому вперед», заработавший 1,5 млрд руб. при бюджете 900 млн руб., больше половины которого субсидирована.
При этом некоторые высокобюджетные проекты в 2024 году не смогли даже отбить затраты на производство. Так, фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, на который кинокомпания «Метрафильмс» получила 405 млн руб. безвозвратных субсидий, при общем бюджете 608,8 млн руб. собрала в прокате только 502 млн руб. «Блиндаж» при бюджете 426 млн руб., из которых почти 300 млн руб. — субсидия, заработал всего 108 млн руб. А фильм «Федя. Народный футболист», стоивший в производстве 600 млн руб., включая 125 млн руб. от Фонда кино, собрал всего 127 млн руб.
В пресс-службе Минкультуры заявили, что считают некорректной оценку окупаемости российских картин только на основе кассовых сборов от кинотеатрального проката, поскольку это только одна из форм дистрибуции.
Фонд кино поддерживает не коммерческое кино, а зрительское. Вместе с тем одна из основных задач Минкультуры России — поддержка авторского кинематографа. Государственное субсидирование сегодня выступает не столько «поддержкой», сколько условием наличия в нашей стране собственного кино. Рост стоимости производства — следствие опережающих темпов развития отрасли, превосходящих возможности расширения кадровой и инфраструктурной базы, — считают в министерстве.
Сегодня на первый план в киноиндустрии выходит борьба «информационных монстров», которые зарабатывают на детских сказках, заявил руководитель сети кинотеатров «Синема 5» Алексей Воронков. При этом он подчеркнул, что кинотеатры теряют взрослую аудиторию.
В начале этого года мы наблюдали два семейных фильма «Волшебник Изумрудного города» и «Финист. Первый богатырь», один поддерживала компания «Централ Партнершип, а второй — «НМГ Кинопрокат». Сошлись два информационных монстра, которые сделали шикарную информационную поддержку. Но это все-таки детский контент, взрослого контента не было вообще. 20-30% вечерних сеансов просто не собрали то, что могли собрать. В итоге новогодние праздники по посещаемости сильно свалились. От 10 до 20% в зависимости от области. Это объясняется именно нехваткой взрослого контента. После семи вечера кинотеатры пустуют. Прошлый Новый год был более удачным, потому что были «Бременские музыканты» для детей, и «Холоп» для взрослой аудитории. Этот Новый год по посещаемости стал провальным, — рассказал он.
По его словам, на следующие новогодние праздники в 2026 году история может повториться.
В следующий Новый год будет коллапс на российском рынке, заявлено сразу три больших семейных проекта от разных холдингов – второй «Чебурашка», «Простоквашино» и «Буратино». Если они втроем зайдут, получится то же самое. Они будут «съедать» друг друга, но это именно история для семей, для детей. Только у «Чебурашки» будет поддержка Фонда кино, но это уже и так бренд, его ждут все кинотеатры. Два других фильма заходят без поддержки, но у каждого из них есть потенциал на два миллиарда, — отметил он.
Каким провальным был этот новый год? У небольших площадок он был очень достойным, Волшебник и Финист 19-00 отлично собирали
По количеству зрителей он был провальным. Ведь аншлаги были только у «небольших площадок».