Вы сейчас просматриваете Наталья Мокрицкая: «В России достаточно индустриальных фестивалей, а мы работаем для людей»

Наталья Мокрицкая: «В России достаточно индустриальных фестивалей, а мы работаем для людей»

Бум кинофестивалей в России связан с новым определением их главной функции. Продюсер Наталья Мокрицкая, стоящая за кинофестивалями «Ferrum», «Вертикаль» и «Зимний» рассказала о том, как меняется формат фестивалей. В рамках беседы коснулись темы создания авторского кино, возросшего интереса аудитории к сказкам и почему сегодня важно показывать на большом экране позитивные стороны жизни.

Последнее время наблюдается бум кинофестивалей в России. Регулярно появляются новые смотры. Не приводит ли это к обесцениванию формата и распылению внимания аудитории? В чём сегодня главная функция фестиваля — открывать новые имена, быть зрительским событием или чем-то иным?

Я согласна, что мы наблюдаем фестивальный бум, хотя многие проекты — это развитие старых смотров, а не появление абсолютно новых. И не считаю, что это обесценивает мероприятия. Все фестивали очень разные, у каждого свои цели и задачи.

Мы ориентируемся на зрительские фестивали, и наша миссия — скорее просветительская и образовательная. Мы хотим рассказывать о том, что было ценного в прошлом отечественного кинематографа, и о том, что представляет интерес в российском кино сегодня.

Вы выступаете продюсером фестивалей «Ferrum» и «Вертикаль». С чем связан ваш выбор?

Да, я действительно занимаюсь развитием региональных кинофестивалей. Сегодня это «Вертикаль» в Горно-Алтайске и «Ferrum» в Железноводске. Мы надеемся, что в ближайшее время появятся новые зрительские фестивали в популярных туристических центрах России.

Связано это с тем, что современный человек на отдыхе хочет не только расслабляться, но и развиваться, узнавать что-то новое. Именно в таких локациях мы и планируем проводить наши события, рассказывая о традициях советского и российского кино, о современных тенденциях, организуя творческие встречи и киноконцерты. Отдых не должен ограничиваться только едой и плаванием — он может быть и познавательным.

Оба мероприятия позиционируется как «зрительские фестивали» без конкурсной программы. Это принципиальная позиция или в будущем вы планируете добавить конкурсную программу для привлечения индустрии?

Нет, мы не ставим перед собой задачи привлекать индустрию, и позиционируем себя именно как зрительский фестиваль. Хотя, безусловно, определенные конкурсные элементы планируем вводить. Возможно, это будут конкурсные показы для зрителей с вручением призов зрительских симпатий. Также рассматриваем возможность привлечения к работе жюри местных лидеров общественного мнения. В России достаточно индустриальных фестивалей, а мы работаем для людей.

Фестивальный календарь в конце года становится всё плотнее. Кинофестиваль «Зимний» в этом году запланирован на начало декабря, практически сразу после церемонии вручения премии «Бриллиантовая бабочка». Может ли помешать новая кинопремия проведению кинофестиваля?

Конечно, нет. Мы с огромным уважением относимся к новой премии. Она очень нужна сегодня киноиндустрии, тем более что она имеет международный статус. Ни мы им, ни они нам не мешают. «Зимний» — это фестиваль авторского кино, и я надеюсь, что в этом году, уже в четвертый раз, он пройдет с таким же успехом, как и предыдущие.

Отмечу, что пока фильмов хватает на все фестивали авторского кино.

Вы ранее отмечали, что «Зимний» был создан как ответ на кризис и «для спасения авторского кино». По каким критериям вы сейчас, как программный директор, отбираете картины для «Зимнего»? Сместился ли фокус фестиваля?

Действительно, кинофестиваль «Зимний» появился как ответ на кризис, в период, когда не хватало таких фестивалей авторского кино, как «Кинотавр». Сейчас ситуация изменилась, появились новые смотры. Но для нас ключевыми критериями по-прежнему являются качество картины и посыл, «месседж» автора, то есть режиссера. Режиссер для нас остается ключевой фигурой, нам по-прежнему интересна его позиция. Режиссерское имя и режиссерское высказывание для нас важнее всего.

В целом, с какими вызовами сталкивается авторское кино сегодня?

Авторскому кино никогда не было просто. Но, возможно, стоит рассматривать жизнь не только с отрицательной стороны, а пытаться найти хорошее в плохом. Такие мастера, как Абдрашитов, Миндадзе, Панфилов, Авербах и другие, в основе своего творчества имели принципы гуманизма и искали в окружающей действительности не только негатив. Нам нужно возвращаться к этому принципу.

В последние 20 лет было проще показать ужасы провинциальной или обыденной жизни, чем попытаться найти рецепты преодоления. Поэтому нам нужно смотреть на великих мастеров и учиться у них тому, как они встречали схожие вызовы. Им было не легче, чем нам.

По вашему мнению, на каком уровне сейчас находится региональное кино? Оно по-прежнему остаётся нишевым, несмотря на успехи, например, якутского кинематографа?

На мой взгляд, региональное кино по-прежнему остается нишевым. Хочу отметить, что сегодня возможности для съемок на профессиональном уровне сильно расширились. Уровень оборудования совершенно иной, даже на современные телефоны можно снять кино с качественным изображением. В принципе, любой региональный кинематографист может технически снимать так же, как и в столице. Но с точки зрения аудитории и восприятия они пока находятся на нишевом уровне, и успех якутского кино здесь скорее исключение.

Однако сегодня активно работает Фонд поддержки регионального кино. Его системная работа поможет выходу региональных кинематографистов из тени.

Как новые законы и меры господдержки на практике повлияли на работу продюсера? Стало ли проще или сложнее снимать и выпускать кино?

Нельзя сказать, что стало проще или сложнее. Снимать авторское кино всегда было сложно. Качественное кино всегда требует усилий. Сегодня добавилось больше контроля, но, возможно, это и неплохо. Мы стали более открытыми и прозрачными, наши сметы доступны. Так что, с одной стороны, стало проще, с другой — сложнее.

Но для нас, продюсеров авторского кино, производство и выпуск картин никогда не были способом заработка. Мы движимы искренней страстью и относимся к этому как к собственному посланию, делу жизни.

Почему в российском прокате сейчас доминируют сказки? Это запрос аудитории, логика госфинансирования или самый безопасный выбор для производства?

Безусловно, большое количество сказок в прокате — это ответ на запрос общества. Они доминируют, потому что на них есть спрос. Это настоящее семейное кино. Во многом кино сегодня превратилось в аттракцион, и люди приходят в кинотеатры именно за этим. А что может быть более зрелищным, чем русская народная сказка? Главное — не перекормить зрителя этим жанром.

С чем связана боязнь отечественной киноиндустрии перед летним сезоном? Прокат фильма «На деревню дедушке», который всё лето текущего года держался в топ-5 и заработал более 800 млн рублей, говорит об обратном. По вашему мнению, фильм мог заработать больше в другое время года?

Я очень рада за картину «На деревню дедушке», которой удалось летом, в самый сложный период, заработать больше 800 миллионов рублей. Это большая удача. Они молодцы, значит, попали точно в свою аудиторию. Хотя фильмов про дедушек выпустили уже несколько, именно эта картина нашла своего зрителя.

Если бы можно было точно посчитать, сколько бы фильм заработал в другое время года, его продюсеры, наверное, сделали бы это. Но кино по-прежнему остается «непросчитываемым» искусством. Я просто рада за ребят, что они выпустили картину, которая так понравилась зрителю и оказалась столь успешной.

Над какими проектами вы работаете сейчас? Что для вас главное при выборе: коммерческий потенциал, культурная значимость или личная история?

Вы знаете, я никогда не выбирала проекты, исходя из личной истории. Ни один из фильмов, которые я продюсировала, не был основан на моих личных переживаниях. Для меня, безусловно, важна культурная значимость. Коммерческий потенциал — это вопрос другого порядка.

Сейчас в производстве находится авторская картина — новый фильм нашего любимого режиссера Ивана Твердовского под рабочим названием «Гараж моего папы». Это очень тонкая и не простая работа. Пожалуй, пока еще рано раскрывать ее детали. Идет подготовительный период. Мы рады снова работать с Иваном — это всегда осознанно, глубоко и профессионально.

Также наша компания работает над двумя сериалами. После успеха мини-сериала «Эль Русо» Сергея Мокрицкого — мы поверили в себя в этом востребованном зрителем направлении. Первый проект — многосерийный фильм «Муза» с автором и режиссером Вениамином Ильясовым, второй — «НИИ Вега», автором и режиссёром которого выступит молодая актриса и уже успешный режиссер Полина Лазарева. Это проекты — очень разные, а главное амбициозные.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии