21 ноября во Всемирный день телевидения состоится торжественная церемония награждения победителей Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания». Данный фестиваль учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) и проводится при поддержке Международной академии телевидения и радио (IATR). Основной целью фестиваля является поиск и поддержка талантливых молодых профессионалов в сферах журналистики, режиссуры, операторском видении, мастерстве продюсера и других медианаправлениях. Жюри конкурса традиционно состоит из известных деятелей искусства, теле- и киноиндустрии, профессионалов рекламного бизнеса. В этом году конкурсантов будут судить журналист и телеведущий Дмитрий Дибров, киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе, заместитель генерального директора ТНТ Владимир Воронов, режиссёр, сценарист, продюсер Александр Котт и другие известные профессионалы медиаиндустрии.
Мы поговорили с генеральным продюсером «Телемании» Еленой Коржаевой и программном директором фестиваля Андреем Щиголевым, чтобы побольше узнать о самом смотре и вместе с ними порассуждать, к какому будущему нас приближают молодые кинематографисты, которые будут снимать кино завтра.
Расскажите о вашем фестивале. Чем он может быть интересен для представителей кинотеатров и кинопрокатных компаний?
Елена Коржаева: «Телемания» — это единственный российский молодежный фестиваль, который охватывает абсолютно все телеформаты: как традиционные, включая игровое, документальное кино и телерепортажи, так и новые, которые появились и развиваются в эпоху диджитализации — влоги, ток-шоу, вайны, брендированный контент, тревел-реалити и пр. Впервые за несколько лет «Телемания» выйдет за рамки телепремии и онлайн-
показов. Так, у нас предусмотрена очень насыщенная образовательная часть – каждую среду в ГИТРе проходят мастер-классы в формате ток-шоу с наиболее яркими представителями медиасферы, которые завершатся 13 ноября 2019 года масштабным Индустриальным днем совместно с Russia Today, посвящённым всем аспектам современной тележурналистики. Мастер-классы снимаются на профессиональное оборудование студентами ГИТРа и в режиме прямого эфира стримятся на ютуб-каланах наших партнеров – Moviestart и Кино-Театра.ру.
В ноябре 2019 года мы также планируем оффлайновые показы: программа включает не только игровые и документальные работы, но и новые медиа, которые в России мы впервые продемонстрируем на большом экране настолько широко: мы не ограничимся только веб-сериалами и постараемся показать всё, что появилось в интернет-пространстве за последние несколько лет.
Фестиваль учрежден в 2004 году и активно ведет свою деятельность. Сколько успешных проектов было запущено в рамках вашего мероприятия? Какие из них стали известны широкой аудитории?
Елена Коржаева: Вот уже в третий раз мы возьмем на фестивальное продвижение в рамках CinePromo шесть лучших короткометражных фильмов фестиваля, чтобы поощрить смелые усилия начинающих авторов, продлить и приумножить их успех. Для многих «Телемания» является первой площадкой, где они показывают свои работы столь широкой общественности. Очень важно, чтобы ребята в полной мере ощущали вкус своих первых результатов, первых побед, не останавливались на достигнутом и, возможно, понимали, в каком направлении им двигаться дальше.
Пока фестивали остаются почти единственной возможностью продемонстрировать короткометражные фильмы на большом экране и получить профессиональную оценку. Также они важны для нетворкинга, повышения насмотренности, формирования общего понимания, как устроена индустрия кино и телевидения.
Многие из них фильмов, которые мы взяли на фестивальное продвижение по итогам «Телемании» прошлых лет, стали настоящими фестивальными хитами. Так, «Вася» Андрея Бушнева принял участие в более чем 30 киносмотрах по всему миру и получил десяток призов. «Куда приводят сны» также оказался очень востребованным на российских и зарубежных фестивалях, а его режиссер Марк Лиманский основал свой продакшн и успешно занимается съемкой рекламы, музыкальных клипов и других коммерческих проектов. Учебная работа Евгения Нахабцева «Иван Пакетный», очень бодро стартовав на российских смотрах, вошла в конкурсные программы сразу двух престижных немецких фестивалей — KUKI International Short Film Festival for Children and Youth и Interfilm Berlin International Short Film Festival, и скоро будет показана в Барселоне на L’Alternativa – мы, безусловно, очень гордимся такой продуктивностью.
За столь долгий срок у фестиваля сформировалась своя постоянная программа. Будет ли чем-то отличаться грядущий фестиваль от всех предыдущих?
Елена Коржаева: Да, конечно, «Телемания 2019» заметно отличается от её прошлых эдишнов. В этом году нас поддержало Федеральное агентство по делам молодежи, за что им огромное спасибо, так как у нас появились ресурсы сделать фестиваль масштабнее и насыщеннее.
Также у нас впервые за несколько лет поменялась система отбора фильмов. Если в прошлые годы существовало жюри первого и второго тура, которые формировали шорт- и лонг-листы, то с этого года у нас в команде появился программный директор – Андрей Щиголев, который также является отборщиком короткого метра в конкурс Московского Международного фестиваля. Это, бесспорно, наложит положительный отпечаток на онлайновую и кинотеатральную программы показов, их качество и ракурс.
Также в этом году мы проведем более 15-ти бесплатных открытых мастер-классов под общим названием «Индустриальные среды». Состоялось уже больше половины – о том, как работают телеканалы в России, Азии и США, о брендированном контенте и сторителлинге в рекламе, о том, как начинающим авторам запуститься с полным метром и заинтересовать инвесторов, о фестивальном продвижении и нюансах работы с фестивальными отборщиками, о том, как делать коммерчески успешные социальные проекты и менять мир к лучшему, о тревел-реалити и удивительном феномене телеканала «Пятница» — все записи доступны на официальных ютуб- каналах ГИТРа, Moviestart и Кино-Театра.ру.
Какие ключевые тренды кино и теле-индустрии (поднимаемые темы, форматы и виды контента, etc) являются для Вас приоритетными?
Елена Коржаева: В этом году мы делаем упор на новые медиа. Это телевизионные жанры, которые возникли или получили развитие в эпоху диджитализации и конвергенции. Нам важно, чтобы студенты и начинающие авторы увидели их максимальный спектр, и решили для себя, чем они хотели бы заниматься: традиционными медиа, интернет-контентом или успешно совмещали и то, и другое.
Молодые участники конкурса в своих работах отражают современные тенденции?
Андрей Щиголев: Да, конечно, и отражают тенденции, и в какой-то мере их задают. Поскольку мы говорим о работах молодых авторов, они часто пытаются подражать, и это нормально. Есть общие сюжеты — очень многих волнует поиск себя, отношения с родителями, конфликт поколений. В общем, что волнует молодых людей всегда и везде. Если говорить о кино, хочется, конечно, видеть больше смелости в поисках оригинальной формы, больше свободы. Ну или больше эрудированности в современном кино и медиа. Оригинальность — это одна из составляющих успеха в профессии.
Каким вам видится кино будущего, учитывая, какие люди его будут создавать?
Андрей Щиголев: Кино будущего, несомненно, будет лучше кино настоящего. Серьезно. Хотя не все зависит от самих авторов. Автор, создатель, художник — это зеркало. Было бы что отражать.
Какие основные ошибки в конкурсных работах вам встречаются? Как вы советуете их избегать?
Андрей Щиголев: Я бы не говорил об ошибках — в конце концов, это не прописи, законы кино никто не прописывал, а законы восприятия постоянно меняются. Я бы посоветовал больше смотреть современное кино и пытаться сравнивать свои работы не только с тем, что снималось 20 лет назад в кино и на ТВ, но с тем, что актуально в мире сегодня. Кино меняется очень и очень быстро, надо это понимать и следить хотя бы краем глаза за этими тенденциями. И при этом быть немного смелее в собственных поисках.
Александр Котт в своем видеообращении к участникам «Телемании» отметил, что сегодня окончательно стерлась разница между телевидением и кино — согласны ли вы? Как это проявляется?
Елена Коржаева: Абсолютно. Сейчас не существует рубежа между кино и телевидением, ТВ и интернет-пространством, размыты границы между жанрами и форматами. Телесериалы перестали быть низкопробным продуктом и привлекают настоящих киноманов и эстетов. Работы, целенаправленно снятые для интернета, демонстрируются на большом экране и собирают полные залы и даже стадионы. Тревел-влоги, которые возникли в ютубе, дали рождение новому жанру, принесшему успех целому телевизионному каналу, созданному для молодежной аудитории, для которой телик как бы умер. А фильм-комикс стал триумфатором Венецианского фестиваля.
Что бы вы ни делали сейчас — короткий метр, полуторачасовое «фестивальное» кинополотно, телесериал, рекламу или музыкальный клип, значение имеет лишь история и то, как вы её рассказываете, или, как сейчас принято говорить, сторителлинг.
Андрей Щиголев: Если речь идет о сериалах — в какой-то степени я согласен. Сериалы заняли нишу «нормального» кино, отдав кинозалы на откуп блокбастерам. Это если очень и очень упростить. Это хорошая тема для исследования — но тенденция тотальной сериализации налицо. Чем больше в мире экранов — а экраны смартфонов тоже считаются — тем больше контента. Но есть также кино, которое никогда не сможет стать сериалом и которое бьется за право демонстрироваться на большом экране. Кино не всегда уютное для зрителя, намеренно отвергающее традиционную нарративную конструкцию. Такое кино противопоставляет себя самой идее сериальности… Интересная тема, есть о чем подумать.
В последнее время открылось много школ кино и телевидения, многие лидеры мнений в индустрии отмечают это как новый тренд, так как стоит задача грамотно перенять опыт западных коллег, чтобы сделать наше кино более зрительским и востребованным. Как в этом помогает ваш проект? Чувствуете ли вы конкуренцию?
Елена Коржаева: Я уже много лет занимаюсь фестивальным продвижением фильмов в рамках CinePromo, часто езжу по кинорынкам и фестивалям, включая крупнейшие, собираю собственные международные программы показов, и я не считаю, что российское кино в чем-то отстает от иностранного, и нам надо что-то усиленно перенимать. Я мечтаю о том дне, когда русские перестанут оглядываться на запад, ощущая свою патологическую ущербность – наверное, никогда: мы слишком большие идеалисты, перфекционисты и закомплексованы веками нашей собственной
истории. У нас есть проблемы, но они есть везде, в той или иной мере.
Что касается «Телемании», то, как я сказала ранее, для многих начинающих авторов это первая площадка, где они отважились показать свои работы профессиональной и широкой публике. Очень важно не бояться отправлять свои работы на фестивали, не бросать фестивальное продвижение, получив всего несколько отказов или негативных откликов, поэтому мы стараемся, чтобы «Телемания» оставалась максимально открытой, дружественной и комфортной средой для её участников. В этом, пожалуй, её главный плюс и преимущество. Также мы стараемся делать полезные подарки (например, годовое фестивальное продвижение или PR-поддержку от ряда ведущих российских СМИ) и активно занимаемся образовательно-просветительской работой, отражая актуальные тренды и приглашая суперкомпетентных спикеров.
В ТЕМУ:
«ТЕЛЕМАНИЯ 2019» — НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕМУ