Одним из главных мероприятий секции «Кино» проходившего на прошлой неделе VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума стала панельная дискуссия, озаглавленная «Россия на мировом кинорынке».
В панели приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, заместитель министра культуры РФ Павел Степанов, режиссер и руководитель секции «Кино» Федор Бондарчук, руководитель проекта по поддержке экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра (РЭЦ) Евгения Данильченко, председатель правления Ассоциации анимационного кино и киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Центральной киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева, директор по связям с индустрией компании «Экспоконтент» Евгения Маркова, руководитель «Русского офиса кинокомиссий» Валерий Купеев и продюсер компании Amrita, прокатчик российских фильмов в Китае Ду Лян (КНР).
Дискуссия строилась вокруг трех основных тем –– недавно одобренных в нашей стране рибейтов для иностранных кинопроизводителей, копродакшена и дистрибуции отечественно контента за рубеж.
Представитель РЭЦ Евгения Данильченко отметила, что организация готова оказывать поддержку проектам в любых сферах, лишь бы у них был высокий экспортный потенциал. Рибейты таким, безусловно, обладают, однако нашей стране понадобилось время на то, чтобы изучить наиболее релевантный международный опыт, адаптировать и имплементировать его.
Программа рибейтов способствует росту экономических показателей. Для того, чтобы в стране были новые рабочие места, нужно поддерживать бизнес, который их создает. Иностранные заказчики будут базировать какую-то часть съемки на территории нашей страны, а российская компания-подрядчик — нанимать людей и создавать рабочие места. Это способствует развитию как кино, так и кинотуризма, — напомнила утвержденный порядок функционирования рибейтов Данильченко.
Данильченко обратилась к статистике: есть европейские государства, которые на один вложенный в рибейты евро получают обратно в казну полтора, есть те, например, Франция, кто возвращает в бюджет три, а есть страны, которым удается отбить все пять. России остается только заниматься развитием этой программы, налаживать взаимодействие с иностранными коллегами и ждать результатов.
Модератор дискуссии Ксения Болецкая попыталась расспросить Владимира Мединского о вспомогательных инициативах, в частности, об учреждении Федеральной кинокомиссии, создание которой бы позволило добиться большей системности в отрасли, но министр был непреклонен: по его словам, инициатива должна исходить от представителей индустрии, которые должны предлагать соответствующие проекты. Стоящие и полезные Минкульт поддержит. Основным функционалом ведомства остаются создание благоприятных условий и организация контроля.
Мы кино не снимаем в Минкультуры. Кино снимают мастера, а мы помогаем, – подчеркнул Мединский.
Подробнее о том, что еще говорил глава Минкульта на полях ПМКФ, можно почитать здесь.
Данильченко сообщила, что до конца года Правительством РФ должно быть одобрено еще одно касающееся кинопроизводства постановление, которое позволит представителям аудиовизуальных и IT-компаний, в случае, если им удастся доказать, что их проекты обладают высоким экспортным потенциалом, использовать государственную субсидию для рекламы и маркетинга за рубежом, а также вкладывать госфинансирование в языковую адаптацию их продуктов для зарубежных рынков. Точные цифры чиновница озвучить затруднилась, однако, по ее словам, при наилучшем развитии событий, на эти цели государство могло бы выделять до 350 млн рублей в год.
Руководитель «Русского офиса кинокомиссий» Валерий Купеев в своей речи несколько раз заострил внимание на том, насколько текущая осень и год в целом удачны и продуктивны с точки зрения налаживания связей с иностранными коллегами. Этому способствовало, в частности, проведение таких крупных мероприятий, как «Синепозиум» Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI) в Петербурге, а также Key Buyer Event в Москве. Эксперт уверен, что для того, чтобы рибейты начали приносить реальную пользу, их необходимо правильно продавать и продвигать за рубежом.
Нужно правильное объяснение на языке кинопроизводителей, нужна помощь кинокомиссии и проведение встреч, которые бы показывали, что представляет собой Россия в плане производства. Чем Россия привлекательна для иностранных кинопроизводителей? Развитая киноиндустрия — в России есть группы, работающие как на английском, так и на китайском. Локации — нет сомнений, что локации в России есть, проблема заключается в доступе к ним. Еще один фактор — поддержка государства. Речь идет не о финансах, а о моральной поддержке. Государству интересно развивать международную кооперацию. Последний фактор — стоимость производства. Российское кинопроизводство дешевле европейского в 3,5 раза. Россия крайне конкурентоспособна на международном рынке киноиндустрии в этом плане, — заявил Купеев.
Также он добавил, что многие популярные европейские локации, например, венгерские и чешские, оказываются просто недоступны для желающих там снимать режиссеров от переизбытка спроса –– их расписание может быть расписано на несколько лет вперед. Это также играет России, как потенциальному месту для съемок, на руку, важно только правильно распорядиться имеющимся преимуществом.
Внедрение рибейтов пригодится производителям не только художественного, но и анимационного кино, считает председатель правления Ассоциации анимационного кино и киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева.
Мне кажется у рибейтов анимации очень большой потенциал и большие возможности, потому что анимация развивается во всем мире и страны лидеры-анимации, где перегружены студии и не хватает ресурсов на производство, много продюсируют и размещают производство за пределами своих стран. У России есть перспектива привлечь крупные анимационные продюсерские компании. Первые такие проекты мы на студии ожидаем уже в следующем году. На «Союзмультфильме» будет размещен как минимум один международный проект. В связи с курсом рубля и доллара производство анимации у нас стоит дешевле, чем в большинстве стран. Если к этому добавится возврат части расходов, я думаю, очень крупные анимационные державы вроде Канады или Франции будут размещать производство в России, — отметила Слащева.
Федор Бондарчук рассказал, что за рубежом интерес к тому, что производит наша страна с каждым годом только растет. Режиссер напомнил, что самыми кассовыми российскими фильмами в международном прокате остаются «Сталинград», «Монгол» и «Ночной дозор». За семь лет роялти по «Сталинграду» составили около $4 млн, продажи «Притяжения» за три года достигли $3 млн. Пресейлы предстоящего «Вторжения» на 60% выше, чем были у первого фильма.
Важно не продавать, а представлять фильмы, потому что участие художника, его персональное отношение, эмоциональную включенность хотят видеть все байеры. Когда ты веришь в проект, когда ты за него бьешься, советуешь, как правильно выстроить маркетинг — это видно, – поделился кинематографист.
Отвечая на вопрос, каким конкретно государствам продавать отечественный контент легче всего, Бондарчук назвал Германию. Так происходит потому, что на территории этой страны работает традиционно большое и сильное представительство России. Латинскую Америку режиссер отнес к регионам, где интерес к нам, как кинопроизводителю, активно пробуждается –– это происходит в последние два года.
Директор по связям с индустрией компании «Экспоконтент» Евгения Маркова подтвердила слова коллег о том, что отечественный аудиовизуальный контент в мире год от года становится более популярным и отвоёвывает себе всё больше места «на большом куске пирога».
Мы действительно видим от рынка к рынку положительный тренд: нас воспринимают не как разрозненных игроков, а как индустрию, которая в состоянии поставлять качественный продукт. Мы получаем такой фидбэк и от СМИ, и от байеров. Внутри страны компании не всегда дружественно относятся друг к другу, но тот объем рынка, который нам предстоит покорить, настолько велик, что имеет смысл выступать единым фронтом. И мне кажется, что в этом году индустрия как никогда объединилась, — отметила Маркова.
Чтобы не быть голословной, Макарова обратилась к цифрам: только за последние шесть месяцев Россия приняла участие в семи крупнейших международных теле- и кинорынках. Как итог, международные продажи отечественного контента выросли в среднем на 20%. Фильмы российского производства не только покупают, о них пишут: число упоминаний наших проектов в иностранной прессе за полгода увеличилось в достойные полтора раза.
Пробиваться за рубеж особенно помогают такие масштабные мероприятия, как Key Buyers Event. В трехдневную программу форума было включено 120 проектов. Макарова обратила внимание на то, что критически важно демонстрировать иностранным коллегам контент российского производства «единым фронтом», а не только выборочно или, как это чаще бывает, разрозненно.
В настоящее время «Экспоконтент» собирает аналитику, которая бы помогла составить «дорожную карту» для дальнейшего развития. В компании заняты написанием исследования –– ведущие кинопроизводители выпускают такие ежегодно, а у нас ничего подобного раньше не было, отражающего присутствие нашего контента за рубежом. Пока в нем учтены данные по 67 странам по всем сегментам –– телевидение, кино, анимация.
В чем прелесть международной деятельности: если, например, в Китае, твой продукт не подошел, он может отлично продаться в Латинской Америке. Однако не понимая своего конечного потребителя, не видя его, ты этого наверняка знать не можешь, –– сказала Макарова, пообещав, что проводимые исследования позволят компании выработать рекомендации для российских кинематографистов по каждому зарубежному рынку.
Некоторыми первыми результатами исследований в области брендинга Макарова поделилась уже в рамках панели. Так, в частности, опросы зарубежных байеров показали, что российский контент как целостный образ представляется иностранцам в виде брутального мужчины с грубым характером.
Мы воспринимаемся достаточно агрессивно, достаточно тяжело. Два персонажа, которые вылезли на фокус-группах –– это солдат и пожарный, –– пояснила Макарова.
Макарова добавила, что представителям отрасли необходимо подумать и решить, хотим ли мы, чтобы русский контент ассоциировался с подобными образами. Если нет, придется приложить усилия, чтобы изменить сложившиеся представления.
В умах иностранных коллег наше кино также ассоциируется с плохими сценариями. Эта проблема всем известна, однако положительный аспект заключается в том, что с этим можно работать. В противовес, за рубежом считают, что наш контент, несмотря на слабые сценарии, отличается высоким качеством продакшена.
Помимо этого зарубежным байерам кажется, что наши кинопроизводители сами до конца не понимают, на кого именно рассчитаны их фильмы. Оттого определять, для кого их покупать, чтобы показать, также затруднительно. Они подчеркивают, что снимать контент, ориентированный условно на всех заведомо обречённое на провал дело. России также посоветовали плотнее заняться копродукцией, привлекать заграничных партнеров как раз на проблемной для нас стадии написания сценария. Проекты, произведенные в копродукции, будет легче сбывать на внешних рынках.
В «Экспоконтенте» продолжат анализировать полученные от иностранных закупщиков рекомендации. Там надеются, что все предпринимаемые нашей страной шаги в данной сфере позволят России к 2025 году подняться на пятую строчку в рейтинге крупнейших мировых поставщиков контента.
Перспективы копродукции продолжил обсуждать еще один спикер панели, занимающийся прокатом российских фильмов в Китае, продюсер Ду Лян.
В сотрудничестве нам помогает сегодняшняя внешняя политика России и Китая. Но, если работает политика, значит, мы плохо работаем в коммерческой сфере. Для выхода на наш рынок российским фильмам нужны китайские сценаристы, хороший режиссер и один китайский продюсер — люди, которые понимают китайского зрителя. Наш кинорынок специфический и его нужно тонко чувствовать. Раньше в Китае были популярны именно голливудские фильмы, но сегодня, в атмосфере некоторого конфликта с США, отношение людей изменилось. У нас большое будущее: для русского кино китайский рынок только открывается. И новости о рибейтах меня очень радуют — мы тоже заинтересованы в сотрудничестве с Россией и хотим снимать здесь кино, –– отметил Ду Лян.
Китайский гость также рассказал, что самым известным российским кинематографистом для граждан КНР является Федор Бондарчук.
Один Бондарчук –– это очень мало. Но остальных китайцы не знают, это неправильно. Когда Саша Петров станет самым известным в Китае и все молодые девушки его полюбят, будет нормально, –– пошутил Ду Лян.
По словам Ду Ляна, в Китае судьбой фильмов распоряжаются не кто-нибудь, а владельцы кинотеатров. Именно от них зависит, выйдет ли тот или иной релиз в прокат. Так происходит потому, что в КНР огромная внутренняя конкуренция –– ежегодно в стране снимается по 600 картин. При этом за выход в прокат также борются голливудские, французские, индийские и ленты других стран.
Проблема в том, что директоры кинотеатров еще не очень верят, что китайцы будут ходить на русское кино. Это мнение нужно изменить, –– указал эксперт, выразив надежду, что через пять лет нашему кино удастся стать брендом на территории Китая.
В ТЕМУ:
В ПЕТЕРБУРГЕ СОСТОЯЛСЯ КОЛЛОКВИУМ ФИПРЕССИ
ЗАЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА МЕДИНСКОГО В РАМКАХ ПЕРВОГО ДНЯ ПМКФ
ОБНАРОДОВАНЫ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СЕКЦИИ «КИНО» НА СПБМКФ