ИВАН ГРИНИН: «РЫНОК ОНЛАЙН-ПОКАЗА ЕЩЕ ДАЛЕК ОТ НАСЫЩЕНИЯ»

ИВАН ГРИНИН: «РЫНОК ОНЛАЙН-ПОКАЗА ЕЩЕ ДАЛЕК ОТ НАСЫЩЕНИЯ»

Киноиндустрия за последние два года разительно изменилась. В интервью с Иваном Грининым, директором по контенту онлайн-кинотеатра IVI, обсудили перемены в онлайн-сегменте отечественного кинорынка и попросили дать прогноз посткарантинного развития стриминга. В том числе коснулись показа сериалов в кинотеатрах, выпуска фильмов straight-to-digital и узнали о необходимых мерах борьбы с пиратством.

За время карантина сериалы приобрели новую популярность и расширили свою аудиторию. Какие ваши проекты оказались наиболее востребованы?

Начиная с марта 2020 года, пандемия оказала существенное влияние на рост аудитории легальных стриминговых сервисов. Общая аудитория IVI выросла на 199% за период с марта 2020 по текущий момент (ноябрь 2021), это миллионы ежемесячных пользователей.

Среди сериалов популярнее всего у зрителей оказались проекты «Нежность», «Мертвые души», «Клиника счастья», «Пробуждение», «Медиатор». Каждый из них, когда выходил в онлайн-прокат, занимал первое место по просмотрам среди сериалов. Если же говорить про последний карантин — нерабочие дни с 28 октября по 7 ноября, — то лидером стал проект «Везет». Сериал о бывшем мотогонщике, который теперь работает «трезвым водителем» и развозит необычных пассажиров, набрал более 1,2 миллионов просмотров за нерабочую неделю. Это рекорд среди российских сериалов.

В категории зарубежных сериалов мы отмечаем более глубокое смотрение evergreen-контента. Это сериалы, которые стали классикой: «Секс в большом городе», «Отчаянные домохозяйки», «Сверхъестественное».

Как вы считаете, будет ли такой контент интересен аудитории в кинотеатрах, или он лучше себя показывает именно в онлайн-формате?

Показывать отдельные эпизоды сериалов в кинотеатрах — это уже существующая практика. Мы помним, например, как освещали кинопрокат финальной серии «Игры престолов». Но такой формат — это скорее еще один элемент продвижения, а не возможность показать сериал большему количеству зрителей. Это PR-событие, которое помогает придать дополнительную эмоциональную окраску, привлекающее внимание трендсеттеров и СМИ. В таком случае он не должен быть основным инструментом продвижения. Показ в кино — это спецпроект, который может дополнить основную кампанию. Ведь все-таки по большей части сериалы остаются контентом для домашнего просмотра.

Как вы относитесь к одновременному старту фильма на платформах и в кинотеатрах? Какие плюсы и минусы для обеих сторон от такой синергии? Можно ли сказать, что этот тренд стал неотъемлемой частью киноотрасли?

На IVI уже проходили релизы в формате straight-to-digital. Первой была премьера триллера Федора Бондарчука «Спутник» в апреле 2020 года. В августе 2021 года сразу на нашей онлайн-платформе, минуя кинотеатры, вышел блокбастер студии Paramount «Бесконечность». А недавно мы объединились с «Кинопоиском» и Okko, чтобы совместно провести релиз онлайн-комедии «Семейный бюджет». Она должна была выйти на экраны 28 октября, но из-за локдауна создатели приняли решение выпустить ее сразу на стриминговых платформах.

Тем не менее, в текущих реалиях российского рынка, учитывая объем пиратства, а также то, что зарубежные блокбастеры уже набирают в кинотеатрах выручку, сопоставимую с докарантинной, с точки зрения окупаемости выгоднее все-таки остается система окон. Сначала премьера выходит в кинотеатрах, там собирает кассу, а через пару месяцев появляется на стриминговых платформах. Даже те картины, которые завоевали успех в формате straight-to-digital, собрали бы больше, если бы их сначала показали на больших экранах.

В России релиз straight-to-digital все еще несопоставим с релизом в кинотеатрах. В офлайне больше монетизация одного просмотра — чаще всего люди идут в кино с друзьями или семьей, покупают несколько билетов. А в онлайне достаточно заплатить один раз и посмотреть фильм на Smart TV большой компанией.

Кроме того, в случае блокбастеров, крупных релизов, требующих событийного эффекта, значительная часть монетизации приходится именно на кинопрокат. Речь о таких фильмах, как «Матрица» или «Дюна», — на них специально идут в кино ради шоу-эффекта, света, звука, графики, как специально идут в парк аттракционов, чтобы прокатиться на американских горках. Даже если эти фильмы выйдут одновременно на стриминговых платформах, значительная часть аудитории все равно пойдет смотреть их на больших экранах.

Сейчас можно сказать, что идеальную модель показа мы еще не нащупали. В США экспериментировали, запускали одновременный показ фильма в кино и для подписчиков стриминговых сервисов по модели краткосрочной аренды, ценник за просмотр составлял около $30. Пока сложно представить, чтобы российские зрители платили столько. Но протестировать подобную модель у нас имеет смысл, и это вполне реально, если договориться со студиями. Правда, при этом нужно помнить о риске пиратства.

На каком этапе сейчас борьба с пиратством? Какие шаги именно вы предпринимаете в этом направлении?

Сделано многое, но этого недостаточно. Практически любой фильм все еще можно найти в Яндексе. Мы состоим в Ассоциации Интернет-Видео, и у нас есть определенные отраслевые предложения, что надо сделать в этой сфере, чтобы пиратский контент было сложнее найти в Сети. Сейчас мы, в том числе совместно с Яндексом, обсуждаем как эффективнее решать текущие проблемы с пиратским контентом в поиске.

Не только за рубежом, но и в России уже не первый раз предпринимаются попытки обязать платформы в той или иной форме отчитываться о количестве просмотров всего контента. Какие отрицательные стороны, по вашему мнению, есть у этой инициативы? Как она повлияет на еще молодой рынок лицензионного онлайн-кинопоказа в нашей стране?

В первую очередь инициатива вызывает вопрос: кому это нужно? Такая статистика может понадобиться для мониторинга постановки рекламы, но своим рекламодателям мы предоставляем отчетность о том, как работают кампании. А большая часть нашей монетизации происходит за счет подписчиков, которые платят одну цену, и им неинтересно количество просмотров. К тому же у монетизации в случае стриминговой платформы нет прямой зависимости от количества просмотров. Один просмотр может означать, что пользователь уже купил подписку, и в то же время сотни просмотров могут набирать бесплатные сериалы.

Кроме того, стриминговые сервисы сами периодически публикуют рейтинги контента с количеством просмотров, чтобы показать публике успех кейсов, привлечь дополнительный трафик к успешным картинам, поддержать определенные тайтлы.

Возможно, такая инициатива нужна государству, чтобы собирать социологические данные. Развиваться экономически она не помогает. И если вдруг зайдет речь о ее принятии, то очевидно одно — отчетность не должна быть публичной, чтобы избежать коммерческих рисков.

Прошло больше года с момента первого закрытия кинотеатров, и это происходит снова. Происходящие события сильно бьют по рынку кинопоказа. Как они влияют на онлайн-платформы? Какие изменения произошли у вас за этот период?

У нас произошел заметный прирост аудитории — плюс 10-15% к стандартным показателям, увеличилось количество и смотрящей, и платящей аудитории. Во время локдауна изменился уровень потребления контента: зрители всю неделю смотрели столько, сколько обычно смотрят на выходных. Это произошло и за счёт выхода популярного тайтла «Везёт», и в том числе и из-за комедии «Семейный бюджет» сразу в онлайн — ее смотрела широкая аудитория, только на IVI она собрала 543 тысяч просмотров за 20 неполных дней.

Расскажите о перспективах отрасли онлайн-показа в новом, посткарантинном времени. Что нам следует ждать в ближайшем будущем? Какие проекты готовите вы для своей аудитории?

Сейчас можно сказать, что рынок онлайн-показа еще далек от насыщения. Легальные стриминговые сервисы имеют далеко не подавляющую долю в потреблении контента, традиционные медиа все еще сильны. Уже выявляются крупные онлайн-кинотеатры, которые готовы инвестировать в контент, но нас ждет еще несколько лет роста, пока хотя бы в половине российских домохозяйств не будет подписки на стриминг. Мы будем к этому стремиться — привлекать новых зрителей оригинальным контентом. В первую очередь, это будут сериальные проекты — десятки релизов в ближайшие годы.

В ТЕМУ: 

СОГЛАСНО ОПРОСУ, IVI СТАЛ ЛИДЕРОМ СРЕДИ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ

ГИБРИДНЫЙ ФОРМАТ ПРОКАТА СНИЖАЕТ ИТОГОВЫЕ СБОРЫ

УСПЕХИ РОССИЙСКИХ ВИДЕОСЕРВИСОВ В БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ

МИНКУЛЬТУРЫ НЕ ПЛАНИРУЕТ ВЛИЯТЬ НА РАБОТУ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ С ПОМОЩЬЮ ПУ

РОСКОМНАДЗОР ГОТОВИТ ОЧЕРЕДНОЙ ЗАПРЕТ ДЛЯ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПИТЧИНГ IVI ORIGINALS ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии