Прошлый год выдался насыщенным на события, зачастую не самые положительные. Особенным он стал и для нашего регулярного гостя Андрея Алексеева*, руководителя киноклуба “Нефть”, г. Ярославль. Cinemaplex расспросил об изменениях, которые произошли у кинопредпринимателя с момента открытия кинотеатра “Play Cinema”, и причинах присвоения ему статуса иностранного агента.
(*признан Минюстом РФ СМИ-иностранным агентом)
Расскажите, почему вам пришлось покинуть кинотеатр Play Cinema и как развивались события после нашей беседы в начале марта?
События прошлого года развивались по какой-то необъяснимой мне логике. Моя команда и я не понимали и до сих пор не понимаем мотивов произошедшего, потому что никто не удосужился ничего объяснить. Как вы знаете, спустя всего 27 дней работы, нам пришлось закрыть кинотеатр. Это случилось спонтанно и также бурно, как и его открытие. Скорее всего, причины здесь кроются не экономические, а даже, может быть, политические. Увы, не могу никаких подробностей сообщить, потому что сам их не знаю. Остаётся только догадываться о происходящем.
Также в конце декабря 2021 года мне как физическому лицу присвоили статус СМИ-иностранный агент. Не за кинодеятельность, как вы понимаете, а всё-таки за нашу онлайн медиа-активность. Но от этого страдают и наши проекты в офлайне, поскольку существует некий надзор за нашей деятельностью. Но, скорее всего, можно сделать вывод, что это результат всех событий, произошедших с нами за последние 3 года.
Тема «СМИ-иностранный агент» – щепетильная и интересная, особенно для киносообщества. Правильно понимаю, ваша деятельность стала причиной такого решения? Или последовали какие-то объяснения, почему вам был присвоен этот статус?
Объяснений от Министерства Юстиции до сих пор нет, хотя мы их ожидаем в ближайшее время. Но я согласен, скорее всего, причина именно в нашей медиа-активности, на которой мы акцентировали свое внимание, начиная с 2020 года, после закрытия кинотеатров по причине локдауна. Именно с тех пор, скорее всего, нам заочно стали присваивать статус Средства массовой информации. Хотя я себя как частное лицо СМИ не считаю. У нас есть аудитория, с которой мы поддерживаем связь и которая постепенно растёт, но любой блогер в интернете занимается абсолютно тем же, но он при этом не является СМИ.
И вы не регистрировались как СМИ?
Да, мы не регистрировали СМИ, потому что не обязаны это делать, только из-за того, что размещаем на YouTube видеролики для узкой аудитории. А также никаких уведомлений о регистрации не было. Но при этом мне присвоили такой статус, и как мы думаем, только по совокупности заслуг.
Из серии «вредные советы» – поделитесь, что нужно сделать, чтобы попасть в этот список.
Это такой опасный и скользкий момент. Если будем давать вредные советы, то за это можем получить отдельные дополнительные санкции. Но видите в чём дело, мы не скрывали тогда и не скрываем сейчас то, что взаимодействуем по культурной линии с иностранными организациями. Как вы помните, киноклуб «Нефть» был частью Европейского сообщества кинотеатров, и нас поддерживал фонд Eurimages. И до сих пор в России остаётся 5 кинотеатров, насколько я знаю, которые пользуются поддержкой этого фонда (прим. ред. – сейчас фонд Eurimages поддерживает деятельность девяти площадок в России). Предположим, если эти кинотеатры будут развивать свою медиа-активность, то им тоже, в итоге, присвоят статус иностранный-агент. Это вполне реально, поскольку сейчас любые взаимодействия с иностранными организациями становятся чреваты и опасны.
Но если учесть, насколько вообще кинобизнес завязан, в том числе и на иностранные рынки, можно предположить, что дальнейшие события приведут к тому, что заниматься кинопоказом иностранных фильмов будет опасно с точки зрения российского законодательства. Это, конечно, совершенно неприемлемо и абсурдно.
Поэтому я не буду давать «вредных советов», а призываю сообщество вдуматься в то, насколько чревато в наше время вообще любое взаимодействие с иностранным контентом, деньгами и так далее.
В таком случае, если вы пользуетесь деньгами иностранных фондов для развития культурной составляющей города, возникает логичный вопрос – в России не развита поддержка культурных инициатив через фонды?
Это направление развивалось в России до определенного времени. Но с недавнего времени этому стали откровенно препятствовать на государственном уровне. И фандрайзинг с зарубежными организациями стал опасен.
А с российской стороны существует ли вообще какая-то поддержка культурных проектов? Может быть, именно из-за отсутствия финансирования в своей стране организации обращаются к иностранным фондам.
Только с недавнего времени у нас появился Президентский фонд культурных инициатив (прим. ред. – фонд создан в мае 2021 года), и он сейчас в стадии становления. Возможно, тем самым наше государство перехватит повестку и получит все культурные низовые или локальные инициативы. В этом есть своя логика, но при этом не совсем понятно, зачем исключать возможность для организаций и частных лиц взаимодействовать с иностранными институциями. Тем более, если ситуация складывается так, что мы вынуждены искать какие-то ресурсы не только в рамках нашей страны. А это, оказывается, не приветствуется и может быть опасным.
Но мы всё равно настроены на позитив и намерены продолжать культурно-просветительскую работу, даже с учётом присвоенного мне статуса.
Вы продолжаете проводить встречи киноклуба «Нефть»? В каком формате?
Мы сейчас существуем в формате специальных показов и взаимодействуем с некоторыми площадками, которые предоставляют нам возможность демонстрировать кино и устраивать дискуссии. В том же ключе и продолжим нашу работу.
Не скажется ли негативно на работе присвоенный статус «иноагента»?
Надеюсь, что нет. Потому что в любом случае мы осуществляем нашу коммерческую деятельность от имени юридического лица, у которого нет никакого статуса. Это обычное коммерческое предприятие. И мы рассчитываем, что эта компания продолжит работу.
Коснёмся еще одной волнующей всех темы. Как ваш зритель реагирует на введённые ограничения и систему проверки QR-кодов?
С этим проще. В нашем регионе еще в октябре 2021 года было принято правило, согласно которому в кинотеатры допуск осуществляется либо по QR-кодам, либо с заполняемостью 30%. Соответственно, мы и все кинотеатры региона, насколько я знаю, выбрали 30% заполнение зала. Это в любом случае приносит больше пользы и больше зрителей, чем при работе с проверкой QR-кодов. Именно поэтому было принято решение не доставлять дискомфорт нашим зрителям. Так что с этим видом ограничений особых проблем не существует, хотя заполняемость зала установлена предельно низкая.
Вы запустили и благополучно завершили проект «100 лучших людей Ярославля». Планируете уйти в медиа-пространство или все же продолжите деятельность в сфере кино?
На 2022 год мы планируем, как сейчас принято говорить, работать в гибридном формате. Продолжим проводить кинопоказы на площадках, которые открыты к сотрудничеству. И, конечно, будем развивать медиа-составляющую.
Какие медиа-проекты вы готовите?
Проекты я пока не готов озвучить, но мы точно продолжим развивать формат подкаста, еженедельные стримы, а также готовить специальные репортажи, по-прежнему рассказывая аудитории о культурных и образовательных инициативах, которые есть в нашем регионе и людях-сподвижниках, на которых держится всё местное сообщество и которые делают жизнь в регионе интересной, насыщенной и осмысленной.
Планируете выйти на федеральный уровень?
Конечно, было бы неплохо, если бы мы вышли на такой уровень. Но пока мы выбрали более умеренную стратегию развития – от местных кейсов постепенно перейдем к чему-то более общему. Так что, надеюсь, со временем мы достигнем и федерального уровня.
С учётом всей предпринимаемой вами активности сохранилось ли желание заниматься кинопрокатом именно как руководитель кинотеатра?
Периодически думаю о тех временах, когда я руководил сначала репертуарной политикой в крупном кинотеатре, потом собственной площадкой. Вспоминаю эти времена с большой теплотой, и ностальгия иногда меня гложет. Но хочу сказать, что сейчас не лучшее время для таких проектов. Понимаю, насколько непросто в текущих реалиях работать в кинобизнесе, особенно, если ты выбираешь культурную миссию и пытаешься продвигать, кроме массового, еще и интеллектуальное кино, а мы всегда прикладывали большие усилия на этом пути. В целом сейчас сложный период в кинопрокате. Но я искренне надеюсь, что эти тяжелые времена мы преодолеем, выстоим, и впереди нас будет ждать новый виток развития. Осознание этого придаёт сил многим из нас, я уверен.
В ТЕМУ:
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ ОБ ОТКРЫТИИ КИНОТЕАТРА PLAY CINEMA: “ЭТО БУДЕТ ИНТЕРЕСНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ”
КИНОКЛУБ «НЕФТЬ» В ЯРОСЛАВЛЕ ЗАКРЫВАЕТСЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ ВЛАСТЕЙ
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ О СЛЁТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОТЕАТРОВ: “ЭТО БЫЛА ОЧЕНЬ ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ВСТРЕЧА”
НОВОСТИ КИНОТЕАТРОВ: МОСКВА, ГОЛИЦИНО, ОБНИНСК, ЯРОСЛАВЛЬ, СМОЛЕНСК
БОРИС СОБКО: “ЗА ВСЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ В ОТРАСЛИ Я ТАКОЕ НЕ ВИДЕЛ НИКОГДА”
круто, честно, по делу
Андрей, респект! Так держать
Уважаемая редакция, вот о таких людях приятно и интересно читать