ЕВРОПЕЙСКАЯ АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ПОДВЕЛА ИТОГИ 2021 ГОДА ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

  • Post author:
  • Запись опубликована:13 мая 2022

2021 год оказался еще одним трудным годом для европейского кинематографа, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории. Многочисленные факторы, такие как продолжающееся закрытие кинотеатров, особенно в первой половине года, негативное влияние ограничений на посещаемость, вероятное нежелание зрителей возвращаться в кинотеатры, выпуск блокбастеров американских студий и определенный уровень местных фильмов, способствовали медленному прогрессу восстановления европейских кинотеатральных рынков.

Отметим, что посещаемость кинотеатров в ЕС и Великобритании увеличилась на 31,5% с 299 миллионов в 2020 году до 394 миллионов в 2021 году. Однако этот показатель находится на уровне 40% от среднего допандемического, зарегистрированного в период с 2017 по 2019 год. Аналогичным образом, суммарный бокс-офис вырос на 38,2% с 2,1 млрд евро до 2,9 млрд евро, что составляет всего 42% от уровня кассовых сборов до пандемии.

Наблюдались значительные различия в развитии кассовых сборов на отдельных европейских рынках, которые, очевидно, необходимо интерпретировать в свете разной степени падения отдельных рынков в 2020 году, а также различий в истории закрытия кинотеатров. Общий объем выручки в 2021 году увеличился в 17 странах, сократился в восьми и остался на прежнем уровне в двух из 26 государств – членов ЕС и Великобритании, по которым были доступны данные за 2021 год. Самый высокий рост в годовом исчислении был зарегистрирован в Болгарии (+91%), Хорватии (+77%), Великобритании (+68%), Кипре (+57%), Ирландии (+56%), Польше (+55%), Испании (+53%) и Румынии (+53%). Напротив, особенно сильно бокс-офис сократился в Эстонии (-23%), Нидерландах (-15%), Словакии (-14%), Литве (-13%), Италии (-12%) и Финляндии (-11%).

За пределами ЕС и Великобритании театральные рынки сильно выросли в годовом исчислении в Боснии и Герцеговине (+186%), Черногории (+125%), Российской Федерации (+64%) и Исландии (+51%). Посещаемость кинотеатров в Турции продолжила падать на -28%, что стало самым низким показателем посещаемости за всю новейшую историю.

Американские студийные фильмы вернулись в европейские кинотеатры в 2021 году и заняли весь топ-20 лучших фильмов по количеству просмотров. Отдельно стоит выделить два фильма: “Нет времени умирать”, который возглавил чарты и стал единственным фильмом, продавшим более 30 миллионов билетов в ЕС и Великобритании. За ним последовал фильм “Человек-паук: Нет пути домой” (США), на который в 2021 году было продано 27 миллионов билетов. Трем другим фильмам удалось продать более 10 миллионов билетов: “Дюна” (США; 14,3 млн), “Форсаж 9” (США; 12,1 млн) и “Веном: Да будет бойня” (США; 10,5 млн). Таким образом, в общей сложности на пять фильмов в 2021 году было продано более 10 миллионов билетов по сравнению с 18 фильмами в 2019 году. Названия кинофраншиз снова доминировали в европейском прокате: 17 из 20 лучших фильмов были сиквелами, приквелами, спин-оффами или перезагрузками, по сравнению только с семью в 2020 году и 18 в 2019 году.

Отметим, что ни один европейский фильм не вошел в этот топ-20. Французская комедия “Камелотт: Первый поток” (“Kaamelott: Premier Volet”) стала самым успешным европейским фильмом, продав 2,8 миллиона билетов, опередив психологическую драму “Отец” (2,4 млн) и французский криминальный триллер “БАК Норд” (2,2 млн). Таким образом, доля рынка европейских фильмов упала с рекордно высокого уровня в 39,5% в 2020 году до 26,5%, что находится в пределах нормы. Доля рынка США, с другой стороны, подскочила с рекордно низкого уровня в 49,5% в 2020 году до 58,6%.

После достижения исключительных рекордных максимумов в нескольких европейских странах в 2020 году, рыночная доля национальных фильмов снова снизилась на большинстве европейских рынков, но на некоторых из них осталась высокой. В Европе выделились четыре страны с точки зрения доли национального рынка: Великобритания и Чешская Республика, которые зарегистрировали самую высокую долю национального контента – 42% от общего числа посещений, незначительно опережая Данию и Францию (обе по 41%). За пределами ЕС доля отечественного контента на национальном рынке Турции упала с 80% в 2020 году до 23%, что является самым низким уровнем за всю новейшую историю. Норвегия зарегистрировала самую высокую долю национального кино (30%) за пределами Европы, опередив Россию (27%).

Источник: The European Audiovisual Observatory

В ТЕМУ: 

ПАНДЕМИЯ БУДЕТ СТОИТЬ ЕВРОПЕЙСКОМУ МЕДИАСЕКТОРУ $12 МЛРД

ЕВРОПЕЙСКИЙ КИНОПРОКАТ ПОДВЁЛ ИТОГИ 2021 ГОДА

ИТОГИ АМЕРИКАНСКОГО КИНОПРОКАТА ЗА 2021 ГОД

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей
Алексей

Норвегия уже за пределами Европы?