СЕРГЕЙ ПИРОЖКОВ: “ЧЕБУРАШКОЙ ДЫРЫ В БЮДЖЕТЕ ИНДУСТРИИ НЕ ЗАТКНЁШЬ”

В совещании в Совете Федерации по поддержке кинотеатрального бизнеса от Ассоциации владельцев кинотеатров принял участие Сергей Пирожков. Он рассказал Cinemaplex о том, как прошла рабочая встреча, какие положительные тенденции наметились в направлении поддержки кинотеатров и какие аргументы приводил главный оппонент коммерческих площадок – Министерство культуры. 

Расскажите о том, как прошло совещание в Совете Федерации по поддержке кинотеатрального бизнеса? Что стало известно и какие изменения ждут отрасль?

Это уже вторая рабочая встреча, которая касалась именно проблематики кинотеатральной отрасли. На первой встрече принимали участие я и председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. А в этот раз удалось поучаствовать только мне.

Отмечу, что Совет Федерации, а именно комитет по экономической политике погружены в тему – они в курсе всех проблем, которые стоят перед отраслью, и знают, что отрасль на грани коллапса. В отличие от Министерства культуры, они не закрывают глаза на эту проблему, они понимают, что если кинотеатрам не помочь в том или ином виде сейчас, то неизбежна потеря огромного количества экранов. И они понимают, что проблема кроется в репертуарном голоде, и всех релизов, которые выходили (в основном российские) их явно недостаточно для того, чтобы обеспечить существование кинотеатров.

Постоянных затрат никто не отменял, они не уменьшаются, и всё что можно было сократить – мы сократили ещё во время пандемии. Для кинотеатров сейчас остаётся только банкротится и закрываться, если ситуация с релизами будет подобна той, что была в 2022 году с марта по декабрь, когда вышел всего один релиз, который смог только приблизиться к 1 миллиарду сборов – это «Сердце пармы». Для того, чтобы отрасль существовала хотя бы на грани рентабельности, нам нужно минимум два таких релиза в месяц, а не один за восемь месяцев.

Конечно, на рабочей встрече была упомянута Пушкинская карта, но, опять же, сенаторы отлично понимают, что это вспомогательные меры или слабенькое подспорье кинотеатрам, но никак не решение проблемы.

В итоге основным посылом этой и предыдущей встречи стало то, что кинотеатры остро нуждаются в решении либо проблемы с репертуаром, в том числе и за счёт параллельного импорта аудио-визуальной продукции. Сам механизм совершенно не важен – это может быть принудительная лицензия, бездоговорные отношения, параллельный импорт или аналог белорусского закона, который, на мой взгляд, является самым жёстким вариантом. Либо, если по каким-то соображениям наше профильное Министерство культуры абсолютно не готово к подобному решению вопроса, необходима прямая финансовая поддержка кинотеатральной отрасли до того момента, пока отечественные производители контента не обеспечат 12 «Чебурашек» в год, которые будут выходить регулярно, а не один раз в новогодние праздники.

Хочу уточнить по отдельным ведомствам. Мы знаем, что Министерство юстиций, в Госдуме, и отдельные депутаты поддерживают проект. Даже Дмитрий Медведев высказался по этому поводу. А что касается главных противников – Министерства экономического развития и Министерства культуры? Какие аргументы у профильного ведомства?

Начнём с того, что Министерство экономического развития на сегодняшний день уже не является противником. Также на данной рабочей встрече в очном формате присутствовал представитель Минцифры. В основном речь шла об онлайн-площадках, которые имеют другую позицию по данному вопросу. Присутствовали представители Министерства юстиций, которое поддерживает вариант с параллельным импортом. Однако, они отметили, что необходимо разработать универсальную модель для всех креативных индустрий, которая будет применима для программного обеспечения, для книгоиздателей, музыкальных издателей, для театров и так далее, а не только для оффлайн кинотеатров. Т.е. всё что касается результатов интеллектуальной деятельности и её оборота.

Что касается Минэкономразвития, то ведомство, как я отметил ранее, поменяло свою позицию, а также вместе с Минюстом разрабатывает соответствующие письма в Министерство культуры.

Получается такая ситуация, что единственное министерство, которое упорно продолжает настаивать на том, что с кинотеатрами всё хорошо и они не нуждаются ни в какой поддержке и помощи, и радуется тому, что Голливуд ушёл из страны, пытаясь подложить под это какие-то идеологические прокладки, которые совершенно не работают в данном случае – это наше профильное Министерство культуры. В защиту своего решения они приводили лукавую аргументацию в виде того, что закрылось всего 1,2% кинотеатров или 6% кинозалов, и утверждая, что это не так плохо. Конечно, упомянули сборы Чебурашки. Но этот необъяснимый уровень позитива никак не бьется с реальными цифрами – жесточайшее падение в прошлом году, и полная неизвестность в отношении предстоящих релизов.

Уточняющий вопрос, касательно того, что будет дальше. Недавно Дмитрий Давиденко, глава департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры высказался, что есть некий репертуарный план, который расписан вплоть до лета. Вы получали в рамках Ассоциации или как отдельный кинотеатр такой план?

На самом деле это не тайна за семью печатями – всем известно какие примерно релизы до лета планируются к выпуску в кинотеатрах. Скорее всего будут релизы, которые рекламируются по телевизору – Нюрнберг, Вызов и так далее.

Имею ввиду не то, что известно, а тот момент, что был ли представлен план?

Было озвучен момент, что в этом году будет хорошо с релизами, но никакой конкретики Дмитрий Анатольевич на рабочей встрече не представил.

Подвожу к тому, что аналитик Сергей Лавров отмечал провалы всех российских релизов в январе текущего года и при сохранении этой тенденции никакой «Чебурашка» уже не спасёт киноиндустрию, если остальные релизы будут также приносить только убытки.

«Чебурашка», каким бы супергероем не был, не может спасти индустрию, по той простой причине, что из 6 миллиардов его сборов в кинотеатрах останется только половина. А убытки индустрии, накопленные за прошлый год, по скромным подсчётам, составляют выше 10 миллиардов. И Чебурашкой дыры в бюджете индустрии не заткнёшь. Репертуарный голод был, есть и остаётся. Даже сами продюсеры неоднократно заявляли о том, что раньше, чем в 2024-25 году нам не стоит даже рассчитывать даже на то, что круглый год, ритмично и регулярно будут выходить отечественные миллиардные проекты.

Из 253 картин, которые вышли в прошлом году, только десяток окупились в прокате, остальные – всё мимо.

Да, эту информацию сообщил аналитик Сергей Лавров в нашем издании.

При этом ещё одним лукавым аргументом является то, что Голливуд нас снабжает контентом, заражённым иностранной пропагандой. Т.е. это попытка перенести разговор о экономическом положении отрасли, о зрительских запросах в идеологическую плоскость. Но этот номер не прошёл на рабочей встрече.

Аргумент не был принят?

Верно. Эта попытка уйти от основной темы не сработала. Аргумент о том, что кинотеатры повально не закрывались, и отрасль всё ещё работает, тоже выглядит сомнительным, по мнению сенаторов. Был задан важный вопрос – «Мы будем ждать, пока не запустился лавинообразный процесс закрытия кинотеатров, а потом удивлённо разведём руками?»

Министерство культуры использовало ещё один, по их мнению, весомый довод. Они отметили, что у коммерческих кинотеатров есть предпринимательские риски. Т.е. мы сами виноваты, что попали в такую ситуацию со своим бизнесом. Но сенаторы отметили, что ни о каких предпринимательских рисках в текущей ситуации речь идти не может. И предпринимательские риски имеют право на существование в обычных условиях. А кинотеатры уже 3 года находятся под прессингом обстоятельств, которые от них никак не зависят, то есть являются чрезвычайной ситуацией. Так что и этот аргумент не был принят.

Тем не менее, Минкультуры, по непонятным никому причинам, отказывается не только решать проблемы отрасли, но даже признавать существование кризиса.

Рабочая встреча закончилась на том, что сенаторы настоятельно рекомендовали Давиденко Дмитрию Анатольевичу довести информацию до руководства и принять решение либо о параллельном импорте аудиовизуальных произведений, либо о финансовой поддержке кинопоказа до того момента, когда российский кинематограф станет самодостаточным и начнёт выпускать необходимое количество релизов для нормального существования всей индустрии – кинопроизводителей, кинотеатров и зрителей. Ведь запрещая что-либо зрителю смотреть, Министерство культуры, во-первых, выталкивает людей в зону пиратства, а во-вторых, у зрителей пропадает культура киносмотрения. Отмечу, многие зрители думают, что кинотеатры не работают. 8 месяцев – это достаточный срок, чтобы отучить людей ходить в кино. И нашему профильному ведомству, надо отдать должное, это практически удалось.

Финальный каверзный вопрос – какие сроки? Рассуждения о принятии принудительной лицензии идут начиная с прошлого года. В поддержку этого формата высказывались отдельные чиновники с лета прошлого года. Также были прогнозы, что будет принято решение по этому вопросу осенью 2022 года. Но, воз и ныне там.

Отмечу, что процесс идёт очень тяжело. Например, законопроект Дмитрия Кузнецова в декабре вернули на доработку. Т.е. проект закона будет переписываться, меняться механизмы и прочее потому, что, опять же, Министерство культуры написало отрицательный правовой отзыв. Эту информацию можно увидеть на сайте Госдумы. Формальной причиной являлось то, что в первой редакции законопроекта был предусмотрен механизм запросов в Минкульт о наличии или отсутствии правообладателя на территории РФ у определенного аудиовизуального произведения. В качестве аргумента ведомство привело тот факт, что если к ним будут поступать запросы, то необходимо создать штат специалистов, которые будут данные вопросы обрабатывать. Соответственно, нужно заложить в бюджет финансирование данного вопроса, т.е. нарушается 104 статья Конституции. Дело в том, что в подготовленном законопроекте заявляется, что данные изменения не требуют дополнительных финансовых расходов из бюджета. Это и стало причиной возврата законопроекта на доработку.

Для проекта Совфеда стало хорошим сигналом поддержка Минэком и Минюстом. Важным прецедентом является то, что в Беларуси была принята аналогичная, и даже более жёсткая модель бездоговорного использования. Это может помочь в продвижении решения данного вопроса.

Кинопоказу не важно, какой именно вариант будет выбран. Важно лишь то, чтобы мы могли предоставлять интересный зрителю контент, за который он готов проголосовать рублём. Можно вручать награды на фестивалях, писать самые положительные отзывы о фильме от критиков, но если зритель не пришёл – значит ему это кино, по крайней мере на большом экране, не интересно. Это самый объективный и простой термометр для определения того, что фильм удался.

Как я отметил на заседании, кинотеатры всего лишь зеркало, которое отражает запросы наших кинозрителей. Сколько угодно можно говорить о том, что нужно больше отечественного кино, которое будет воспитывать отечественного зрителя. Но если он не придёт и не заплатит за просмотр – значит этот фильм для него не является ценным.

К слову о сроках – в конце заседания прозвучало, что неизбежно состоится третья рабочая встреча, так как Минюст настаивает на глобальном решении вопроса, то, скорее всего, будут приглашены по возможности все креативные индустрии.

В целом, по моим ощущениям, процесс должен пойти быстрее, так как удалось переломить ситуацию и донести, что это нужно отрасли.

В ТЕМУ: 

КИНОТЕАТРЫ ОСВОБОДЯТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОКАЗ ИНОСТРАННОГО КИНО БЕЗ ПУ

ЧТО ПОКАЗЫВАТЬ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ

ДМИТРИЙ ДАВИДЕНКО: “НУЖНО ДАВАТЬ КИНОТЕАТРАМ НЕ ДЕНЬГИ, А КОНТЕНТ”

“ЗАЩИТА” АВТОРСКИХ ПРАВ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ

RED HEAD SOUND ЗАПУСТИЛИ ПРОКАТ ЗАРУБЕЖНЫХ КАРТИН В БЕЛАРУСИ

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПИРАТСКИМ ПОКАЗАМ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ И ПОДГОТОВКА ЗАКОНА О “ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ”

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
лавров сергей
лавров сергей

Окупились 14 из 237 релизов 2022 года и 10 стали кассовыми хитами. 13 из 237 посмотрели 1 млн зрителей и более. Только у “Сердца пармы” – 3.12 млн зр и у “Чебурашки” – 20 млн+. У остальных – 11 нет даже 2 млн зр. “Чук и Гек” не дотянет до 1 млн прод. билетов около 40 тыс.

Тамара
Тамара
Ответить на  лавров сергей

И это по мнению МК достаточно для отрасли? Они как структура избыточны для кинопоказа. Лоббисты откровенные кинопроизводства / там есть интерес, а что с кинотеатров взять

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Тамара

Но, увы, они представляют интересы госпродюсеров и снимают на деньги государства, являясь, по существу, ЕДИНСТВЕННЫМИ продюсерами росс. кино. Частных инвесторов у нас практически не осталось – росс. кино всё убыточно. Кто же будет в него вкладываться? Тем более, сегодня…