Небо — больше чем просто толща воздуха между нами и космосом. Небо — многовековая загадка, символ устремления человечества к невозможному. И когда люди наконец оторвались от земли, это стало не просто технологическим прорывом. Поднявшись в небо, человек доказал себе, что он может всё. Тот, кто хоть раз видел вблизи, как взлетает самолет или исполняет фигуры высшего пилотажа, согласится: зрелище это захватывающее. Неудивительно, что кинорежиссеры то и дело обращаются к теме полетов, снимая фильмы о летчиках.
Если заглянуть в историю кино, выяснится, что среди всеми любимых старых фильмов не так много снято с использованием реальных самолетов, тем более в условиях полета — зачастую в ход шли модели. Исключений не много. Это, например, фильм «Небесный тихоход». Создавался он в последние годы Великой Отечественно. Съемки проходили на военном аэродроме, и в реальных боевых самолетах недостатка не было. В картине «Хроники пикирующего бомбардировщика» использовался музейный экспонат — настоящий Пе-2, или «пешка», но он не летал, а только ездил по взлетному полю. В «Битве за Москву» вместо немецких самолетов снимались чехословацкие машины L-200, «загримированные» путем нанесения на хвост и крылья соответствующей символики.
В современных картинах все иначе: сегодня к услугам режиссеров шагнувшая далеко вперед технология цифровой видеосъемки, компьютерная графика.
Технологии или реализм
Надо признать, видеосъемка используется далеко не во всех современных кинокартинах о летчиках. В замечательном фильме Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев» весь воздушный бой срежиссирован в симуляторе, а запись позже доработали на монтаже.
Одна из трудностей “Девятаева” состоит в том, что герой почти полчаса проводит в воздухе, в кабине самолета. Как это снимать? Конечно, можно было бы пойти традиционным путем: отремонтировать настоящую “Аэрокобру” и подняться на ней в небо. Но, во-первых, эти модели давно не летают, во-вторых, такие съемки невозможны без огромного количества ограничений, а в-третьих, бюджет фильма взлетит до небес. То есть получается скучно и дорого. Нам же помимо реалистичности важна была эмоциональная наполненность кадра, важна была зрелищность — поэтому мы сделали выбор в пользу игрового компьютерного движка, а в качестве пилотов, которые были ответственны за выполнение хореографии боя, пригласили чемпионов War Thunder. Сейчас я понимаю, что такое решение было правильным: съемки реальных воздушных боев выполнить на натуре практически невозможно хотя бы из-за высокой зависимости от метеоусловий, — отмечает Тимур Бекмамбетов.
По несколько иному пути пошел Алексей Герман-младший при создании картины «Воздух».
Для меня с самого начала было понятно, что воздушные бои не должны вызывать ассоциации с компьютерными играми. Поэтому я решил снимать настоящие самолеты: мессершмитты и «Яки» времен ВОВ, которые сохранились в Германии и Чехии. Однако пандемия сорвала все планы, и в итоге у нас летал Як-52, который с помощью графики превращали в нужные нам модели. Такой ход, с одной стороны, помог актерам, которые чувствовали, что над головой ревут настоящие моторы, а с другой — в кадре появилось ощущение воздушных потоков, дыма и т. д. Никакая графика такого эффекта не даст.
Плюс мы разработали специальную технологию с использованием гимбла: макет самолета, весивший около тонны, вращался на высоте в 12 метров на фоне огромных экранов, размеры которых сопоставимы с четырехэтажным домом. При этом мы добивались эффекта гравитации, для чего самолет приходилось раскручивать. Чтобы сесть в такую кабину, нужно мужество, но наши актеры справились, — делится Алексей Герман-младший.
Игорь Копылов во время съемок фильма «Небо» тоже не обошелся без использования компьютерной графики — но только при съемках эпизодов в небе. В моменты руления и взлета мы видим в кадре настоящие самолеты и вертолеты.
Режиссер фильма «Одна» Дмитрий Суворов отмечает, что сцена крушения самолета, когда он разваливается в воздухе, стала самой сложной.
Наша героиня — Лариса Савицкая — во время катастрофы была в сознании, и с ее слов мы максимально подробно восстановили ход событий. Стало понятно, что этот эпизод лучше всего снимать одним планом — тогда у зрителя появится возможность прожить эти несколько минут вместе с героиней, почувствовать себя в разрушающемся самолете. С другой стороны, выжить при падении с такой высоты практически невозможно, это уникальное событие — и его очень хотелось реконструировать. В итоге мы построили макет самолета, поставили его на гимбл и постарались быть максимально аналоговыми, то есть рисовать по минимуму. Камера двигалась по разлетающемуся салону, каскадеры вылетали из кресел, арматура взрывалась, — рассказал Суворов.
А вот режиссер Александр Золотухин при съемках картины «Брат во всем» принципиально не использовал компьютерную графику. Камера оператора Андрея Найдёнова честно фиксирует и небо, и землю, и фюзеляж летящего истребителя вживую — и смотрится это невероятно ярко и реалистично. К слову, Золотухин, сын военного летчика, и сам мечтал стать пилотом, но не позволило здоровье. А съемки он проводил на том самом аэродроме, где когда-то учился летать его отец.
Съемки же картины Николая Лебедева «Экипаж» шли и во Внуково, и в Жуковском — и вылились в круглую сумму: проект оказался одним из самых дорогостоящих в истории российского кино. Вживую снимались и руление, и взлеты, и посадки; мало того, авторы фильма выкупили и сожгли на камеру два старых самолета, пассажирский и грузовой.
Нюансы киносъёмок
Видеосъемка взлетающих и приземляющихся самолетов — дело невероятной сложности.
Во-первых, камеру необходимо держать таким образом, чтобы самолет постоянно находился в кадре. При этом нужно понимать, что скорость объекта съемки будет меняться: во время взлета — от 0 км/ч до 120–360 км/ч при отрыве от земли, во время посадки — с точностью до наоборот. И камеру придется постоянно перемещать в зависимости от скорости самолета.
Во-вторых, при выборе режима съемки необходимо помнить про особенности освещения: например, если солнце в кадре сбоку — предпочтительнее режим автоматический, а в сумерках лучше работать вручную.
В-третьих, если оператору хочется записать звук садящегося или взлетающего самолета, возникает проблема: аэродром — место ветреное. Если дует в направлении от самолета к оператору, еще есть надежда записать звук взлета с минимальными примесями. Но если от оператора к самолету, двигатель будет слышен разве что при взлете. Так что, если вы до сих пор недоумеваете, почему многие операторы накладывают на видеоряд музыку, вот вам ответ. Впрочем, наиболее продвинутые обзаводятся внешними микрофонами с ветрозащитой — это решает проблему хотя бы частично. Также они работают с настройками микрофона и обрабатывают звук на компьютере.
В общем, нюансов хватает. Кстати, те, кто думает, что фотографировать самолеты проще, чем снимать на видео, сильно заблуждаются — тут тоже свои тонкости, и их немало.
Споттинг как образ жизни
Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете, — строка из гимна журналистов поэта Александра Левикова.
Жизнь плейнспоттеров — людей, увлеченных наблюдениями за взлетающими и приземляющимися самолетами, — не менее опасна и трудна, чем у репортеров. Но столь же увлекательна. Они готовы в любое время года вставать до зари, чтобы увидеть стартующий лайнер на фоне рассветного неба. Они толпятся вдоль ограждений аэровокзалов и на окраинах аэропортов, не говоря уж об официальных споттинг-площадках (да, такие бывают); они завсегдатаи популярных авиашоу, способные на слух определить, какой именно самолет взлетает. Среди них есть и отошедшие от дел пилоты, и те, кого не взяли в авиацию, и просто люди, фанатично увлеченные авиацией. Среди них и фотографы, и видеооператоры.
Фотографы-споттеры не только владеют профессиональной фототехникой, они знают, как устроена современная авиация, способны спрогнозировать траекторию воздушного судна, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время ради получения максимально выигрышного кадра.
Проблемы вроде «теперь ты еще полдня за ним будешь бегать, чтобы фотографию отдать» перед опытными споттерами не стоят; за их работами заказчики (в том числе представители пресс-служб аэропортов) сами становятся в очередь. В наше время большинство фотографий на тему авиации в журналах и календарях, на сайтах и плакатах сделаны именно споттерами.
Как правило, фотографы и видеооператоры, занимающиеся споттингом, ведут блоги в соцсетях, где выкладывают результаты своих удачных съемок. Связаться с любым из них, чтобы договориться о покупке фото или видео, не проблема. Но найти именно то, что вам нужно, в интернете не так просто. Поэтому на помощь приходят сервисы-агрегаторы, биржи контента.
Часами шерстить блоги в поисках нужной вам фотографии или эффектного видеоролика — дело энерго- и времязатратное. Понимая это, мы создали каталог качественных авторских работ, а с ним и понятный механизм заключения сделок. Создатель уникального контента и его потребитель встречаются на нашей платформе и у нас же могут оформить сделку, фиксируемую с помощью технологии блокчейн, что сводит вероятность каких-либо недоразумений с правами на интеллектуальную собственность практически к нулю, — подтверждает руководитель первого в России цифрового контент-маркета IPEX Дарья Воинова.
И такие ресурсы, как IPEX, — самый удобный способ найти фото от споттеров или иной необходимый контент.