Кинорынок России переживает редкий всплеск активности на фоне осенних каникул — отмечен серьёзный рост выручки кинотеатров, но за оптимизмом кроются серьёзные вызовы. Эксперт киноиндустрии Евгений Буслейко, анализирует текущие показатели проката, сравнивает их с зарубежными данными и показывает, почему рост выручки не означает роста интереса к кино.
Каникулы как глоток воздуха
На территории большей части нашей Родины наступили долгожданные школьные каникулы. Надо отдать должное — они серьёзно улучшили экономическую ситуацию в кинотеатрах, подарив небольшой глоток воздуха, который позволил отрасли немного выдохнуть и оценить ближайшие перспективы.
Действительно, выручка с 23 по 31 октября 2025 года составила внушительные 2,18 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наконец-то у нас появился новый «миллиардник» — «Август». Неплохие шансы на превышение заветного порога имеют «Алиса», «Горыныч» и даже стартовавшие на второй неделе каникул «Папины дочки». Не повезло лишь второй части анимации «Финик» — мультфильм проиграл в сильном окружении, хотя, на мой взгляд, всё равно выступил неплохо.
Ноябрьские надежды
Ноябрь тоже выглядит перспективно. На экранах появится долгожданная «Иллюзия обмана» — уже не вспомнить, когда в последний раз выходил крупный иностранный релиз. Выйдет отечественный «Авиатор» — без Ди Каприо, но зато с Хабенским; перенос действия ближе к нашему времени, мне кажется, должен пойти на пользу. Также ближайший «киноэфир» заполнен немалым количеством детско-семейного контента: «Три кота», «Маша и Медведи», «Яга на нашу голову», «Три богатыря».
Присутствует и большое количество комедий разной степени «новогодности», включая обязательные, как салат «Оливье», очередные «Ёлки». Ну а вишенкой на торте станут три новогодних хита для всей семьи: «Буратино», «Простоквашино» и «Чебурашка 2».
Для любителей серого импорта — «Хищник», «Бегущий человек», «Пять ночей с Фредди 2», «Зверополис 2» и, конечно же, «Аватар 3». В целом кино много, и оно действительно достаточно разножанровое.
От оптимизма к реальности
На этой оптимистичной ноте можно закончить обзор, если бы я вещал из телевизора или докладывал в высоких кабинетах. Но я веду реальный бизнес и поэтому просто обязан смотреть на ситуацию внимательно и оценивать все факторы.
Начнём с анализа текущей ситуации. Что же мы имеем в сухом остатке по результатам деятельности за десять месяцев 2025 года? Суммарные сборы, согласно ЕАИС, составили 39,89 млрд рублей, а посещаемость — 94,4 млн зрителей. Для сравнения: за тот же период 2024 года сборы составили 37,55 млрд рублей, посещаемость — 105 млн зрителей.
И если по деньгам мы ещё как-то прибавили 6% за счёт роста средней цены билета до 420 рублей в 2025 году против 357 рублей в 2024-м (17% роста), то посещаемость резко снизилась на 11%. Отсюда явно напрашивается вывод: кино, которое мы предлагаем зрителю, за год стало ему менее интересно.
Французский эталон
Кстати, недавно ознакомился со статистикой Франции, где за год накопилось «всего» 250 млн кинопосещений при населении 67 миллионов человек — то есть по четыре похода в кино на каждого жителя! Для сравнения: в России за 2024 год было продано 127 млн билетов при населении 146 млн человек. И при этом Франция серьёзно обеспокоена падением зрительского интереса и пересматривает стратегию господдержки контента. Нам бы хотя бы половину французского интереса к кино — вот тогда бы индустрия действительно развернулась! Но пока, за неимением гербовой, пишем на обычной.
Бюджет под давлением
А «обычная» говорит нам о том, что в расчёты бюджета на следующий год нужно заложить рост расходов по всем позициям на 10% как минимум, плюс 5% НДС на продукцию бара. Плюс, если тенденция сохранится, — учесть падение количества посещений на 10%. Подставив исходные данные в таблицу, можно увидеть, что для выхода в ноль необходимо поднять цену на 22% — до 463 рублей за билет, а выручку в баре увеличить до 147 рублей на зрителя. Каждый может заполнить таблицу своими данными и оценить получившийся результат.
Посмотрим на ситуацию со стороны зрителя. Стандартный поход в кино на семью из двух родителей и двух детей обойдётся в 4 × (463 + 147) = 2440 рублей, а для пары — в 1220 рублей. Для сравнения: поход в кафе (чай и десерт) на двоих стоит около 1000 рублей, час игры в боулинг — 1000 рублей. Возникает вопрос: остаётся ли кино самым дешёвым видом досуга? Цифры говорят, что нет.
Отдельно стоит обратить внимание на «бесконечные» подписки за 1 рубль на онлайн-кинотеатры и безлимитный интернет от провайдеров за 500 рублей в месяц, где кино доступно в любое время и в неограниченном количестве. Такие предложения сильно обесценивают стоимость кинопосещения: зрителям проще и дешевле устроить домашний просмотр новинок.
В итоге получаем экономически обоснованную необходимость значительного повышения стоимости наших услуг — на 25%. Но при этом субъективная ценность похода в кино для отдельного зрителя снижается, что подтверждает ежегодное падение посещаемости кинотеатров.
В подтверждение этого я неоднократно слышал от знакомых мнение о том, что поход в кино на фильмы текущего репертуара должен иметь «комфортную» цену порядка 200 рублей — иначе они предпочтут другие, более интересные виды досуга.
Вместо заключения
Согласитесь, есть над чем задуматься. Надеюсь, что оптимизм первой части статьи поможет нам найти силы и идеи, чтобы достойно ответить на вызовы, которые ставит перед нами текущая ситуация.



Коротко и ВСЁ ясно.