
Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило комплексное исследование развития киноиндустрии.
Российский рынок кино и сериалов вырос до 448 млрд рублей в 2023 году. Ожидается, что рынок вырастет до 718 млрд рублей в 2030 году при среднем темпе роста 7%, — сообщается в исследовании АСИ.
По данным АСИ, в отрасли намечается положительная динамика. Так, в 2023 году выпущено 198 фильмов — на 82% больше, чем в 2019 году. Доля отечественных картин в прокате достигла 65%, а к 2030 году может вырасти до 85%. Вместе с тем перед индустрией стоят задачи, требующие системных решений. Посещаемость кинотеатров пока не восстановилась после пандемии и составляет порядка 120 млн зрителей (на 44% ниже уровня 2019 года). Выручка сектора — 448 млрд рублей (0,11% ВВП), но при успешной реализации мер поддержки к 2030 году она может превысить 700 млрд (0,22% ВВП).
Также, согласно проведенному исследованию, телевидение по-прежнему остается крупнейшим сегментом индустрии, несмотря на сокращение просмотра. По прогнозам, рынок телевидения будет расти. Кроме того, в исследовании обозначили, что уход зарубежных производителей привел к росту производства оригинального контента онлайн-кинотеатрами, вынужденными компенсировать дефицит предложения. Согласно исследованию, число выпущенных оригинальных проектов влияет на приток зрителей, выручку и стоимость компаний, поэтому ожидается рост их производства.
Эксперты АСИ выделили основные вызовы, на которых необходимо сосредоточиться. В их числе поддержка отечественного производства в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры; оптимизация затрат на создание контента и привлечение инвестиций; развитие региональной инфраструктуры, включая программы рибейтов; подготовка кадров, особенно в сфере цифровых технологий и виртуального производства; совершенствование мер господдержки для обеспечения жанрового разнообразия и помощи новым проектам; развитие технологической базы, включая отечественные IT-решения, защита авторских прав и борьба с пиратством.
По словам руководителя практики «Государственных и социальных инициатив» компании «Рексофт Консалтинг» Николая Ланцева, одним из ключевых вызовов для устойчивого развития киноиндустрии остается нехватка инфраструктуры.
Около 90% российского кино и сериалов создается в Москве, где загрузка производственных мощностей превышает 90%. Решением этой проблемы во всем мире становится строительство кинокластеров, предоставляющих полный цикл услуг для кинопроизводства. Развивающийся московский кинокластер к 2030 году станет крупнейшим в мире (более 1 100 га площадей), а многофункциональный кинопавильон в Якутии поможет привлечь азиатских кинопроизводителей, — отметил Ланцев.
Он добавил, что запуск кинокластеров в различных регионах России позволит снизить стоимость производства контента, распределить нагрузку на производственные мощности, стимулировать развитие экономик регионов, а также способствует вовлечению России в международный процесс производства кино.
Согласно данным отчета J’son & Partners Consulting «Атлас рынка легальных видеосервисов России, итоги 2024 года» следует, что выручка компаний от лицензирования контента (продажи прав сторонним площадкам) за январь — декабрь 2024 года достигла 15,8 млрд руб. В 2023 году этот показатель был на уровне 13,7 млрд руб. Однако отметим, что исследование охватывает не всех участников рынка. Некоторые из них не предоставляют данные по выручке от направления. Кроме того, входящие в медиахолдинги онлайн-кинотеатры имеют общий бюджет на производство с телеканалами.
Распространена практика бартерных безденежных схем взаимозачетов с использованием контента,— отмечают в J’son & Partners Consulting.
Выручка российского рынка легальных видеосервисов от предоставления b2c-услуг по моделям монетизации за год достигла почти 150 млрд руб. Рост год к году составил 34,4%. Доходы участников рынка от подписной модели (SVOD) составили 104,87 млрд руб., увеличившись на 40,8% за счет роста общего числа подписчиков онлайн-кинотеатров и стоимости подписки. Рекламная модель (AVOD) принесла видеосервисам за период 43,9 млрд руб., показатель вырос на 22,4% год к году.
Напомним, что в марте свои оценки приводили и другие аналитические агентства — «ТМТ Консалтинг» и TelecomDaily. По данным первого, в целом выручка российских онлайн-кинотеатров в 2024 году увеличилась на 37%, до 128,8 млрд руб., а в TelecomDaily оценили доходы участников рынка от подписки и рекламы за год в 121,3 млрд руб.
J’son & Partners Consulting прогнозируют, что по итогам этого года рынок вырастет до 178,8 млрд руб при ежегодном среднем темпе роста (CAGR) в 17%. Структура рынка, по сути, не изменится: на ней превалирует SVOD-модель монетизации. В результате в 2025 году она займет 70,1% рынка, 29,2% придется на AVOD-модель.
Сами площадки стали чаще предоставлять друг другу контент, говорит директор департамента новых технологий компании Дмитрий Колесов.
Также телевизионный контент того же «Газпром-медиа холдинга» (ГПМХ, включает НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница!» и др.) настолько востребован у онлайн-площадок, что они готовы платить дополнительные средства (помимо лицензирования) за одновременный выход на площадках, — отмечает Колесов.
Параллельно растет стоимость проектов, уточнил он.
J’son & Partners Consulting также провели исследование рынка пиратских сервисов, проанализировав данные на начало 2025 года. Лидером среди пиратских видеосервисов в 2025 году остается Lostfilm, следует из онлайн-опроса консалтеров (города 100 тыс. плюс), но его доля на рынке значительно снизилась — с 39,5% в 2024 году до 18,8% в начале 2025 года. На втором месте — LordFilm, чья доля сократилась на 24,7 процентного пункта (п. п.), до 18%. Замыкает тройку лидеров Zona, чья доля также сократилась на 15,1 п. п., до 14%. В итоге на тройку лидеров в 2023 году приходилось 106% (более 100%, т. к. люди могли выбрать несколько ресурсов), в 2024-м —111%, а вот в 2025-м — всего лишь 50,8%.
Среди причин такого снижения интереса аудитории к нелегальным ресурсам — появление механизма быстрого удаления ссылок в поисковой выдаче, а также отсутствие рекламы новых иностранных фильмов, говорит Дмитрий Колесов. Кроме того, людям стало удобнее потреблять пиратский контент на других ресурсах. Среди них называют «VK Видео» и RuTube. Только первый видеохостинг ежемесячно получает 15 тыс. обращений от правообладателей, по которым происходит до 250 тыс. удалений. Администрации площадок неоднократно заверяли, что весь нелегальный контент загружается на платформы пользователями.
Однако доходы пиратских сервисов за прошедший год показали рост — на 32%, выше, чем у OLV (Online Video) рекламы.
Рекламодатели стали чаще пробовать размещение на не совсем легальных сайтах. Инвентаря на легальных ресурсах либо не хватает, либо он обходится дороже, — отмечает Колесов.
В целом J’son and Partners Consulting отмечает увеличение объема доходов пиратов в прошлом году до 4,44 млрд руб.
При всей положительной динамике в киноиндустрии, общее число новых оригинальных сериалов, выпущенных онлайн-кинотеатрами в первом квартале этого года, сократилось год к году на 40%, до 24 премьер, подсчитали в «Газпром-медиа холдинге» (ГПМХ). При этом большая часть проектов, выпущенных за период, могла выходить на нескольких стримингах одновременно. Например, проект «Ландыши. Такая нежная любовь» вышел в январе на Wink и сразу на «Кинопоиске».
Если исключить вышеназванные премьеры, проанализировав только запуски на одной площадке, получим всего 17 оригинальных премьер в 2025 году против 25 годом ранее, — говорит директор департамента по исследованиям ГПМХ Дарья Пугачева.
В результате на платформах выходят в среднем два-три эксклюзивных проекта за квартал, уточнила топ-менеджер.
Лидером по числу выпущенных оригинальных сериалов в первом квартале стал Okko (пять релизов), на втором месте — Kion (четыре проекта), тройку замыкает Premier (три релиза).
Стриминги Wink и Start за период выпустили по два проекта, у «Иви» вышел эксклюзивно один сериал, у «Кинопоиска» строго эксклюзивных новых проектов не выходило. В целом сокращение числа выпущенных сериалов в первом квартале Дарья Пугачева связывает с явной экономией на инвестировании в проекты, ориентацией в сторону совместного производства, а чаще — коэкслюзива (то есть продажи уже готового сериала перед запуском) на несколько площадок. По ее прогнозам, к концу года число запусков оригинальных релизов онлайн-кинотеатров может сократиться на 30–40% год к году с преобладанием коэксклюзивных проектов.