«Новогодняя битва 2021/22» благополучно отгремела. Явно определились ее лидеры и аутсайдеры. Длинные новогодние каникулы стали интересным феноменом в истории российского кино, и борьба за экранное время кинотеатров в эти даты идет очень серьезная. В этой статье хотел бы разобрать результаты нескольких последних новогодних битв и проследить их общие тенденции.
Хочу напомнить, что еще 15 лет назад новогодние каникулы не были особо примечательными с точки зрения сборов. Первой серьезной заявкой на «новогоднюю битву» стали сборы «Дневного дозора» в 2006 году, который вышел под слоганом «Первый фильм года» и при бюджете 4,2 млн. долларов (336 млн рублей по сегодняшнему курсу) собрал 32 млн. долларов (2, 56 млрд. рублей). На следующий год стартовали «Волкодав» и «Жара», затем «Ирония судьбы. Продолжение», которая при суммарном с маркетингом бюджете 10 млн. долларов собрала в прокате целых 55 млн долларов! Примерно тогда же в новогодний пул включились приключения богатырей от студии «Мельница». Затем выходили «Стиляги», «Любовь-морковь 2» и «Обитаемый остров». Ну и окончательно оформил статус новогоднего периода как самого кассового в январе 2010 года «национальный русский блокбастер» «Аватар», собравший в РФ 120 миллионов долларов, что по сегодняшнему курсу составит почти 10 млрд. рублей.
Кстати, новогодние каникулы приобрели свою нынешнюю «продолжительность» как раз с 2005 года.
От времен «седой старины» я хотел бы вернуться к «новой истории» новогодней битвы, когда именно российское кино сделало серьезную заявку на победу, а точнее в 2017 год, на который пришёлся старт фильма «Викинг». Последовательно с этого момента во время новогодних праздников выходило масштабное российское кино, причем весьма разноплановое. И, естественно, каждый год ему неизбежно пророчили провал. В этом году видимо количество «предсказаний» перешло в качество и повлияло на сборы «Чемпиона мира».
Новогодняя битва 2016/17
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Викинг | 1 224 000 000 | 115 000 000 | 613 000 000 | 1 496 000 000 | 137 000 000 | -476 000 000 |
Елки 5 | 215 000 000 | 50 000 000 | 150 000 000 | 732 000 000 | 301 000 000 | 151 000 000 |
Три богатыря и Морской царь | 180 000 000 | 20 000 000 | 770 000 000 | 225 000 000 | 205 000 000 | |
Снежная королева 3. Огонь и лед | 243 000 000 | 60 000 000 | 100 000 000 | 274 000 000 | -6 000 000 | -106 000 000 |
Итого | 1 862 000 000 | 225 000 000 | 883 000 000 | 3 272 000 000 | 657 000 000 | -226 000 000 |
Набор отечественного кино в 2017 был стандартным — блокбастер («Викинг»), 2 анимации («Три богатыря», «Снежная королева») и комедия («Елки 5»). И тогда же наметилась основная тенденция — суммарные сборы российского кино оказались в минусе. Единственное, что их спасло — безвозвратная государственная поддержка в размере более 800 млн. рублей (30% от сборов), которые и вытянули сборы в «плюс». Основными «камнями на шее» стали «Викинг» и «Снежная королева», собравшие в прокате лишь сумму своего бюджета.
Новогодняя битва 2017/18
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Движение вверх | 590 000 000 | 400 000 000 | 2 943 000 000 | 1 281 500 000 | 881 500 000 | |
Елки новые | 175 000 000 | 50 000 000 | 50 000 000 | 863 000 000 | 306 500 000 | 256 500 000 |
Три богатыря и принцесса Египта | 174 000 000 | 50 000 000 | 772 000 000 | 212 000 000 | 212 000 000 | |
Итого | 939 000 000 | 100 000 000 | 450 000 000 | 4 578 000 000 | 1 800 000 000 | 1 350 000 000 |
Набор отечественного кино в 2018 практически аналогичный — блокбастер («Движение вверх»), анимация («Три богатыря») и комедия («Елки новые»). Год оказался очень успешным, при суммарном бюджете 1 млрд. рублей общие сборы составили 4,5 млрд. рублей! Главным феноменом стали фантастические сборы спортивной драмы «Движение вверх», фильма об олимпийской победе сборной СССР по баскетболу. Никто не пророчил фильму такого успеха, но, с другой стороны, спортивная драма тогда была в новинку, да и бюджет картины оказался вполне адекватен сборам прошлогоднего блокбастера. Казалось, рецепт успеха найден.
Новогодняя битва 2018/19
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Т-34 | 563 000 000 | 60 000 000 | 120 000 000 | 2 271 000 000 | 692 500 000 | 572 500 000 |
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел | 80 000 000 | 1 685 000 000 | 762 500 000 | 762 500 000 | ||
Елки 7 | 180 000 000 | 75 000 000 | 25 000 000 | 702 000 000 | 196 000 000 | 171 000 000 |
Три богатыря и Наследница престола | 185 000 000 | 115 000 000 | 578 000 000 | 104 000 000 | 104 000 000 | |
Снежная Королева: Зазеркалье | 356 000 000 | 60 000 000 | 60 000 000 | 185 000 000 | -203 500 000 | -263 500 000 |
Итого | 1 364 000 000 | 310 000 000 | 205 000 000 | 5 421 000 000 | 1 551 500 000 | 1 346 500 000 |
На следующий год мы получили отличный микс — блокбастер («Т34»), комедию («Елки 7»), а также комединый блокбастер («Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел»). Само собой, в «новогоднем пакете» были две анимации («Снежная королева», «Три богатыря»). Общие сборы всех картины все-таки вышли в плюс. Также стало понятно, что бюджет анимации не должен превышать суммы 200 млн. даже с учетом государственной поддержки и международных продаж. Бюджет «Т-34» оказался на уровне блокбастера прошлого года и стал вполне успешным релизом.
Новогодняя битва 2019/20
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Холоп | 160 000 000 | 25 000 000 | 35 000 000 | 3 074 000 000 | 1 412 000 000 | 1 377 000 000 |
Вторжение | 944 000 000 | 100 000 000 | 400 000 000 | 962 000 000 | -63 000 000 | -463 000 000 |
Иван Царевич и Серый Волк 4 | 190 000 000 | 100 000 000 | 500 000 000 | 60 000 000 | 60 000 000 | |
Союз спасения | 918 000 000 | 100 000 000 | 400 000 000 | 718 000 000 | -159 000 000 | -559 000 000 |
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2 | 45 000 000 | 1 040 000 000 | 475 000 000 | 475 000 000 | ||
Фиксики против кработов | 270 000 000 | 80 000 000 | 40 000 000 | 388 000 000 | -76 000 000 | -76 000 000 |
Итого | 2 527 000 000 | 405 000 000 | 875 000 000 | 6 682 000 000 | 1 649 000 000 | 814 000 000 |
Разумеется, во время «Новогодней битвы 2019-20» никто и предположить не мог о главных сюрпризах будущего года в виде закрытия кинотеатров по всему миру. Тенденции предыдущих лет задали очень высокую планку, к тому же была оказана щедрая государственная поддержка. В результате, у нас были две заявки на блокбастер («Союз спасения» и «Вторжение»), два комедии («Холоп» и «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел 2») и две анимации («Три богатыря» и «Фиксики»). В целом, новый год «вытянули» комедии, отличные сборы «Холопа» и «Полицейского с Рублевки: Новогодний беспредел 2» позволили суммарным сборам остаться в плюсе. «Блокбастеры» и анимация, это касается «Фиксиков», нарушили основные «бюджетные правила» — у блокбастера бюджет должен быть не более 500 млн. и 200 млн. рублей – у анимации. Эти фильмы оказались в минусе даже с учетом государственных безвозвратных субсидий почти на 1 млрд. рублей.
Новогодняя битва 2020/21
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Последний богатырь: Корень зла | 610 000 000 | 100 000 000 | 100 000 000 | 2 048 000 000 | 514 000 000 | 414 000 000 |
Огонь | 600 000 000 | 400 000 000 | 914 000 000 | 257 000 000 | -143 000 000 | |
Конь Юлий и большие скачки | 180 000 000 | 120 000 000 | 340 000 000 | -10 000 000 | -10 000 000 | |
Серебряные коньки | 500 000 000 | 330 000 000 | 481 000 000 | 70 500 000 | -259 500 000 | |
Обратная связь | 110 000 000 | 239 000 000 | 9 500 000 | 9 500 000 | ||
Реальные пацаны против зомби | 45 000 000 | 112 000 000 | 11 000 000 | 11 000 000 | ||
Итого | 2 045 000 000 | 220 000 000 | 830 000 000 | 4 134 000 000 | 852 000 000 | 22 000 000 |
Первый пандемийный новый год оказался очень сложным периодом. Тотальное засилье онлайн сервисов серьезно подкосило веру кинотеатров в самих себя. Однако, несмотря на значительные ограничения по рассадке, зрители всё же пришли, доказав свой интерес к традиционному кинопросмотру.
Каким же было новогоднее меню? За «блокбастеры» отвечали «Огонь» и «Серебряные коньки», комедий оказалось целых три – «Обратная связь», «Реальные пацаны» и, совместив два направления, комедийный блокбастер «Последний богатырь 2», выбор анимации в этот раз был скудным – только «Конь Юлий».
Фаворитом битвы стал «Последний богатырь 2», показав отличные кассовые сборы. Относительно неплохо сработали «Коньки» и «Огонь», но спасла их от провала только господдержка. Остальные релизы отработали слабее своих бюджетов, поэтому этот новогодний прокат можно считать лишь условно успешным только за счет господдержки в размере 830 миллионов рублей. И вот тут возникает вопрос — почему кто-то может снять костюмированный «Холоп» за 160 млн. рублей и собрать внушительную кассу, а кому-то на костюмированные «Серебряные коньки» нужно 500 млн., но результат оказывается не так интересен аудитории?
Новогодняя битва 2021/22
Фильм | Бюджет | Возвратные | Безвозвратные | Сборы | Прибыль с учетом субсидии | Прибыль без субсидии |
Последний богатырь: Посланник тьмы | 454 000 000 | 100 000 000 | 2 180 000 000 | 636 000 000 | 636 000 000 | |
Чемпион мира | 700 000 000 | 490 000 000 | 417 000 000 | -1 500 000 | -491 500 000 | |
Три богатыря и Конь на троне | 180 000 000 | 120 000 000 | 401 000 000 | 20 500 000 | 20 500 000 | |
Свингеры | 60 000 000 | 80 000 000 | -20 000 000 | -20 000 000 | ||
Снегурочка против всех | 75 000 000 | 63 000 000 | -43 500 000 | -43 500 000 | ||
Елки 8 | 100 000 000 | 70 000 000 | -65 000 000 | -65 000 000 | ||
Итого | 1 569 000 000 | 220 000 000 | 490 000 000 | 3 211 000 000 | 526 500 000 | 36 500 000 |
В этом году «Последний богатырь 3» превзошёл результаты предыдущих частей и стал победителем «Новогодней битвы». Секрет успеха, на мой взгляд, кроется, прежде всего, в позитивной повестке самого фильма, а также «сарафане» предыдущих частей. О выходе картины было объявлено за год до старта, и зритель его ждал.
Также этот год отметился тем, что случилось давно «накарканое» событие — крупно провалился блокбастер. На мой взгляд сошлось несколько факторов — усталость от «побед» советского спорта на экране, общее желание позитивной повестки от фильмов и достаточно слабая рекламная кампания. Целевая аудитория фильма была явно постарше и ее не сильно заинтересовали походом на фильм. Сказались и действующие эпидемиологические правила по проверке QR-кодов на входе в кинозал.
В итоге, в плюсе оказались только «Последний богатырь 3» и «Конь на троне», который, я надеюсь, получил «второе дыхание». Все остальные релизы провалились, даже с учетом достаточно скромной государственной поддержки в 430 млн. рублей. В целом сборы российского кино за этот период показали незначительную прибыль.
Как это не прискорбно, но необходимо признать, что текущая модель поддержки российского кино потерпела крах. Ни введение онлайн контроля (ЕАИС), ни строительство тысяч кинотеатров в сельской местности, ни сотни местных кинофестивалей, ни миллиардные суммы государственной поддержки съемок не привели к значительному росту российского кино.
Есть некоторые очевидные успешные наработки, интересные аудитории, — это отечественные комедии и в некоторой степени анимация. Но отдельные успехи не отменяют необходимости в жесточайшем контроле расходования государственного бюджета, разумном обосновании его трат, а также эффективной маркетинговой кампании по продвижению фильма.
P.S. Прямо сейчас в кинотеатрах идет очередной «банкет», на этот раз посвященный 23 февраля. Суммарный бюджет отечественных картин «зашкаливает» за сумму 1,4 млрд. рублей. Видимо, продюсеры рассчитывают на еще один Новый год. Через пару недель подведём итоги этого периода.
В ТЕМУ:
ОБРАЩЕНИЕ КИНОТЕАТРОВ К МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ
ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО КИНОПРОКАТА. ОКТЯБРЬ 2021 ГОД
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
КОГДА ЖЕ ЗАКОНЧИТСЯ НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ?
Бюджет “Свингеров”, Евгений, 60 млн руб – инфа от их продюсеров перед выходом в прокат. .
Сергей, спасибо. Поправили информацию в материале Евгения.
Сергей, спасибо. Мне, к сожалению, не удалось у прокатчика узнать. Ставил по аналогии, не сильно, кстати, ошибся. И еще порадовали бюджеты “Полицейских” – можем, когда захотим =)
“Полицейский” нарезан из тв-сериала, поэтому такая низкая стоимость. Кстати, второй стоил тоже 80 млн руб, а не 45. Та же история с “Реальными пацанами” (бюджет -40-45 млн руб), сиквел в прокат которых уже готовится… В кинотеатры пошли поклонники этих тв-продуктов, а не “можем, когда захотим”.
Сергей, понятно, что тот же “Полицейский” это расширенная версия последней серии сезона. Но это же и отлично. Соотношение бюджет/сборы многим отечественным фильмам и не снились. У меня такая идея еще до пандемии созрела – финальную серию сезона делать “двойной” и показывать ее в кинотеатрах. Чем не бизнес модель? Тот же Каха примерно по такой схеме шикарно сработал
Насколько мне известно, “Полицейский 3” уже снят как комедийный мюзикл, только у него до сих пор нет прокатчика. По соотношению “бюджет/сборы”, то есть прибыльных у нас вышло 135 релизов с 1992 (Анкор, ещё анкор!) по февраль 2022 года (Непослушник) из 1 750 российских в кинотеатрах вообще за эти годы. “Каха 2” тоже в разработке…
Ну я скроее имею в виду более менее постоянную практику “гибридного” релиза по российски. Те же “Топи”, “Почку” или “Карамору” показываем в онлайн, а последнюю серею сначала в обычном кинотеатре, затем уже онлайн. Фан база уже есть, города, где показывать можно выбирать путем голосования прямо на сервисе. Чем не ноу-хау? Затраты на dcp конвертацию – копейки, на рекламу и так уже потратились.
А, я понял. Это не специально снятый п/м, а тв-серия в прокате? Я думаю, вам следует обратиться тогда к создателям этих тв-продуктов. Но минуя дистрибьюторов тогда? Попробуйте…
“а последнюю серЕю”…… и эти люди пытаются анализировать тенденции кинопроката? Остановите Землю, я сойду.
Да, меня тоже это смутило. Но не стал отвлекаться от мысли. А потом уже не исправить было =(
Вы предлагаете это делать самому кинотеатру или прокатчику?
Я тоже не понимаю, как это сделать технически и пойдут ли на это сами создатели этих сериалов, у которых всё хорошо и без кинопроката.
Сергей, вопрос хороший. Надо попробовать убедить одного из продюсеров сериалов. С другой стороны – если все хорошо, почему бы не поэкспериментировать? Когда денег много, нужно уже чего-то другое. Мне все равно кажется, что им хочется именно киношных “побед”. Ну там красная дорожка, большая посещаемость именно в кинотеатрах…
Я вас уверяю, им это “до лампочки”, когда есть ежегодный господсос – зачем? Только в качестве “вишенки на торте” – в качестве бонуса в прокате. Продюсерам на-ть на кинопрокат – их госпомощь увеличена в этом году до 17.5 млрд руб. А дебюты семейного кино от Минкульта – до 100 млн руб, а на социально значимые фильмы – до 75 млн руб. Зачем нашим продюсерам тогда вообще кинотеатры? Вы же видите, что после ТРЁХ высокобюджетных провалов в прошедший уик-энд состоялась премьера 170-млн “Сирийской сонаты”, у которой вообще нет ни дистрибьютора, ни даты выхода. Зачем им кинопоказ? Лично у них ВСЁ ХОРОШО.
вот порадовали так порадовали
А что, вы об этом не знали?
здоровская идея, у нас на Каху такая красота была-)) мечта
Собственно, еще лет 5 назад я говорил коллегам (а здесь писал года три назад), что новогодние битвы это единственный шанс что-то собрать российскому кино-говну, тем более если придерживают иностранные релизы с потенциально бОльшим спросом. А в случае, когда господдержка за счет налогов простого народа спускает в унитаз пол-миллиарда на такие отстойные выхлопы, как Викинг, Союз спасения, Т-34 и Серебряные коньки, продюсеры этих кошмарных лент должны засунуть языки в одно место и не тявкать о своих “успехах”!
Ну да, когда в полной ж… 3 росс. релиза даже в НБ, один стал хитом, один – прибыльным и один – сверхприбыльным, то всё всем уже давно с этим понятно. Но что с этим делать, я не знаю. До 2025 года наши продюсеры будут по-прежнему получать господдержку, которая в этом году только увеличилась, и снимать такое г… как 3 наши премьеры в прошедший уик-энд. И от “Пап” и “Нокаута” с 23 февраля никто ничего не ждёт. Соответственно, беды с показом росс. кино в кинотеатрах – это ВАШИ проблемы, кинотеатры! А не дистрибьюторов и продюсеров, у которых, поверьте мне, ВСЁ прекрасно. Только их кино не смотрит публика уже даже в Новый год…
Клево Вы рассуждаете, а что лучше в этот период могли показать? а? а?, если следовать вашей логике то продюсеров стоит гнать от кормушки, а государственные средства нужно сразу распределять между кинотеатрами. Ужас(((
Вопрос сформулируйте чётко – за какой период и когда “могли показать”? И где я писал, что господдержку надо распределять среди кинотеатров? И продюсеры без господдержки “никто на 95% и звать их никак из-за их ПРОФНЕПРИГОДНОСТИ” (Ю. Кириллов). Вот эти 5% и снимают иногда что-то для кинозрителей.
что-то я такого здесь не прочитала