ЗА ЧЕЙ СЧЁТ «НОВОГОДНИЙ БАНКЕТ»?

«Новогодняя битва 2021/22» благополучно отгремела. Явно определились ее лидеры и аутсайдеры. Длинные новогодние каникулы стали интересным феноменом в истории российского кино, и борьба за экранное время кинотеатров в эти даты идет очень серьезная. В этой статье хотел бы разобрать результаты нескольких последних новогодних битв и проследить их общие тенденции.

Хочу напомнить, что еще 15 лет назад новогодние каникулы не были особо примечательными с точки зрения сборов. Первой серьезной заявкой на «новогоднюю битву» стали сборы «Дневного дозора» в 2006 году, который вышел под слоганом «Первый фильм года» и при бюджете 4,2 млн. долларов (336 млн рублей по сегодняшнему курсу) собрал 32 млн. долларов (2, 56 млрд. рублей). На следующий год стартовали «Волкодав» и «Жара», затем «Ирония судьбы. Продолжение», которая при суммарном с маркетингом бюджете 10 млн. долларов собрала в прокате целых 55 млн долларов! Примерно тогда же в новогодний пул включились приключения богатырей от студии «Мельница». Затем выходили «Стиляги», «Любовь-морковь 2» и «Обитаемый остров». Ну и окончательно оформил статус новогоднего периода как самого кассового в январе 2010 года «национальный русский блокбастер» «Аватар», собравший в РФ 120 миллионов долларов, что по сегодняшнему курсу составит почти 10 млрд. рублей.

Кстати, новогодние каникулы приобрели свою нынешнюю «продолжительность» как раз с 2005 года.

От времен «седой старины» я хотел бы вернуться к «новой истории» новогодней битвы, когда именно российское кино сделало серьезную заявку на победу, а точнее в 2017 год, на который пришёлся старт фильма «Викинг». Последовательно с этого момента во время новогодних праздников выходило масштабное российское кино, причем весьма разноплановое. И, естественно, каждый год ему неизбежно пророчили провал. В этом году видимо количество «предсказаний» перешло в качество и повлияло на сборы «Чемпиона мира».

Новогодняя битва 2016/17

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Викинг1 224 000 000115 000 000613 000 0001 496 000 000137 000 000-476 000 000
Елки 5215 000 00050 000 000150 000 000732 000 000301 000 000151 000 000
Три богатыря и Морской царь180 000 00020 000 000770 000 000225 000 000205 000 000
Снежная королева 3. Огонь и лед243 000 00060 000 000100 000 000274 000 000-6 000 000-106 000 000
Итого1 862 000 000225 000 000883 000 0003 272 000 000657 000 000-226 000 000

Набор отечественного кино в 2017 был стандартным — блокбастер («Викинг»), 2 анимации («Три богатыря», «Снежная королева») и комедия («Елки 5»). И тогда же наметилась основная тенденция — суммарные сборы российского кино оказались в минусе. Единственное, что их спасло — безвозвратная государственная поддержка в размере более 800 млн. рублей (30% от сборов), которые и вытянули сборы в «плюс». Основными «камнями на шее» стали «Викинг» и «Снежная королева», собравшие в прокате лишь сумму своего бюджета.

Новогодняя битва 2017/18

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Движение вверх590 000 000400 000 0002 943 000 0001 281 500 000881 500 000
Елки новые175 000 00050 000 00050 000 000863 000 000306 500 000256 500 000
Три богатыря и принцесса Египта174 000 00050 000 000772 000 000212 000 000212 000 000
Итого939 000 000100 000 000450 000 0004 578 000 0001 800 000 0001 350 000 000

Набор отечественного кино в 2018 практически аналогичный — блокбастер («Движение вверх»), анимация («Три богатыря») и комедия («Елки новые»). Год оказался очень успешным, при суммарном бюджете 1 млрд. рублей общие сборы составили 4,5 млрд. рублей! Главным феноменом стали фантастические сборы спортивной драмы «Движение вверх», фильма об олимпийской победе сборной СССР по баскетболу. Никто не пророчил фильму такого успеха, но, с другой стороны, спортивная драма тогда была в новинку, да и бюджет картины оказался вполне адекватен сборам прошлогоднего блокбастера. Казалось, рецепт успеха найден.

Новогодняя битва 2018/19

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Т-34563 000 00060 000 000120 000 0002 271 000 000692 500 000572 500 000
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел80 000 0001 685 000 000762 500 000762 500 000
Елки 7180 000 00075 000 00025 000 000702 000 000196 000 000171 000 000
Три богатыря и Наследница престола185 000 000115 000 000578 000 000104 000 000104 000 000
Снежная Королева: Зазеркалье356 000 00060 000 00060 000 000185 000 000-203 500 000-263 500 000
Итого1 364 000 000310 000 000205 000 0005 421 000 0001 551 500 0001 346 500 000

На следующий год мы получили отличный микс — блокбастер («Т34»), комедию («Елки 7»), а также комединый блокбастер («Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел»). Само собой, в «новогоднем пакете» были две анимации («Снежная королева», «Три богатыря»). Общие сборы всех картины все-таки вышли в плюс. Также стало понятно, что бюджет анимации не должен превышать суммы 200 млн. даже с учетом государственной поддержки и международных продаж. Бюджет «Т-34» оказался на уровне блокбастера прошлого года и стал вполне успешным релизом.

Новогодняя битва 2019/20

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Холоп160 000 00025 000 00035 000 0003 074 000 0001 412 000 0001 377 000 000
Вторжение944 000 000100 000 000400 000 000962 000 000-63 000 000-463 000 000
Иван Царевич и Серый Волк 4190 000 000100 000 000500 000 00060 000 00060 000 000
Союз спасения918 000 000100 000 000400 000 000718 000 000-159 000 000-559 000 000
Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 245 000 0001 040 000 000475 000 000475 000 000
Фиксики против кработов270 000 00080 000 00040 000 000388 000 000-76 000 000-76 000 000
Итого2 527 000 000405 000 000875 000 0006 682 000 0001 649 000 000814 000 000

Разумеется, во время «Новогодней битвы 2019-20» никто и предположить не мог о главных сюрпризах будущего года в виде закрытия кинотеатров по всему миру. Тенденции предыдущих лет задали очень высокую планку, к тому же была оказана щедрая государственная поддержка. В результате, у нас были две заявки на блокбастер («Союз спасения» и «Вторжение»), два комедии («Холоп» и «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел 2») и две анимации («Три богатыря» и «Фиксики»). В целом, новый год «вытянули» комедии, отличные сборы «Холопа» и «Полицейского с Рублевки: Новогодний беспредел 2» позволили суммарным сборам остаться в плюсе. «Блокбастеры» и анимация, это касается «Фиксиков», нарушили основные «бюджетные правила» — у блокбастера бюджет должен быть не более 500 млн. и 200 млн. рублей – у анимации. Эти фильмы оказались в минусе даже с учетом государственных безвозвратных субсидий почти на 1 млрд. рублей.

Новогодняя битва 2020/21

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Последний богатырь: Корень зла610 000 000100 000 000100 000 0002 048 000 000514 000 000414 000 000
Огонь600 000 000400 000 000914 000 000257 000 000-143 000 000
Конь Юлий и большие скачки180 000 000120 000 000340 000 000-10 000 000-10 000 000
Серебряные коньки500 000 000330 000 000481 000 00070 500 000-259 500 000
Обратная связь110 000 000239 000 0009 500 0009 500 000
Реальные пацаны против зомби45 000 000112 000 00011 000 00011 000 000
Итого2 045 000 000220 000 000830 000 0004 134 000 000852 000 00022 000 000

Первый пандемийный новый год оказался очень сложным периодом. Тотальное засилье онлайн сервисов серьезно подкосило веру кинотеатров в самих себя. Однако, несмотря на значительные ограничения по рассадке, зрители всё же пришли, доказав свой интерес к традиционному кинопросмотру.

Каким же было новогоднее меню? За «блокбастеры» отвечали «Огонь» и «Серебряные коньки», комедий оказалось целых три – «Обратная связь», «Реальные пацаны» и, совместив два направления, комедийный блокбастер «Последний богатырь 2», выбор анимации в этот раз был скудным – только «Конь Юлий».

Фаворитом битвы стал «Последний богатырь 2», показав отличные кассовые сборы. Относительно неплохо сработали «Коньки» и «Огонь», но спасла их от провала только господдержка. Остальные релизы отработали слабее своих бюджетов, поэтому этот новогодний прокат можно считать лишь условно успешным только за счет господдержки в размере 830 миллионов рублей. И вот тут возникает вопрос — почему кто-то может снять костюмированный «Холоп» за 160 млн. рублей и собрать внушительную кассу, а кому-то на костюмированные «Серебряные коньки» нужно 500 млн., но результат оказывается не так интересен аудитории?

Новогодняя битва 2021/22

ФильмБюджетВозвратныеБезвозвратныеСборыПрибыль с учетом субсидииПрибыль без  субсидии
Последний богатырь: Посланник тьмы454 000 000100 000 0002 180 000 000636 000 000636 000 000
Чемпион мира700 000 000490 000 000417 000 000-1 500 000-491 500 000
Три богатыря и Конь на троне180 000 000120 000 000401 000 00020 500 00020 500 000
Свингеры60 000 00080 000 000-20 000 000-20 000 000
Снегурочка против всех75 000 00063 000 000-43 500 000-43 500 000
Елки 8100 000 00070 000 000-65 000 000-65 000 000
Итого1 569 000 000220 000 000490 000 0003 211 000 000526 500 00036 500 000

В этом году «Последний богатырь 3» превзошёл результаты предыдущих частей и стал победителем «Новогодней битвы». Секрет успеха, на мой взгляд, кроется, прежде всего, в позитивной повестке самого фильма, а также «сарафане» предыдущих частей. О выходе картины было объявлено за год до старта, и зритель его ждал.

Также этот год отметился тем, что случилось давно «накарканое» событие — крупно провалился блокбастер. На мой взгляд сошлось несколько факторов — усталость от «побед» советского спорта на экране, общее желание позитивной повестки от фильмов и достаточно слабая рекламная кампания. Целевая аудитория фильма была явно постарше и ее не сильно заинтересовали походом на фильм. Сказались и действующие эпидемиологические правила по проверке QR-кодов на входе в кинозал.

В итоге, в плюсе оказались только «Последний богатырь 3» и «Конь на троне», который, я надеюсь, получил «второе дыхание». Все остальные релизы провалились, даже с учетом достаточно скромной государственной поддержки в 430 млн. рублей. В целом сборы российского кино за этот период показали незначительную прибыль.

Как это не прискорбно, но необходимо признать, что текущая модель поддержки российского кино потерпела крах. Ни введение онлайн контроля (ЕАИС), ни строительство тысяч кинотеатров в сельской местности, ни сотни местных кинофестивалей, ни миллиардные суммы государственной поддержки съемок не привели к значительному росту российского кино.

Есть некоторые очевидные успешные наработки, интересные аудитории, — это отечественные комедии и в некоторой степени анимация. Но отдельные успехи не отменяют необходимости в жесточайшем контроле расходования государственного бюджета, разумном обосновании его трат, а также эффективной маркетинговой кампании по продвижению фильма.

P.S. Прямо сейчас в кинотеатрах идет очередной «банкет», на этот раз посвященный 23 февраля. Суммарный бюджет отечественных картин «зашкаливает» за сумму 1,4 млрд. рублей. Видимо, продюсеры рассчитывают на еще один Новый год. Через пару недель подведём итоги этого периода.

В ТЕМУ: 

ОБРАЩЕНИЕ КИНОТЕАТРОВ К МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ

ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО КИНОПРОКАТА. ОКТЯБРЬ 2021 ГОД

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

КОГДА ЖЕ ЗАКОНЧИТСЯ НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ?

Подписаться
Уведомить о
guest
22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
лавров сергей
лавров сергей

Бюджет “Свингеров”, Евгений, 60 млн руб – инфа от их продюсеров перед выходом в прокат. .

Cinemaplex
Cinemaplex
Ответить на  лавров сергей

Сергей, спасибо. Поправили информацию в материале Евгения.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  лавров сергей

Сергей, спасибо. Мне, к сожалению, не удалось у прокатчика узнать. Ставил по аналогии, не сильно, кстати, ошибся. И еще порадовали бюджеты “Полицейских” – можем, когда захотим =)

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Евгений Буслейко

“Полицейский” нарезан из тв-сериала, поэтому такая низкая стоимость. Кстати, второй стоил тоже 80 млн руб, а не 45. Та же история с “Реальными пацанами” (бюджет -40-45 млн руб), сиквел в прокат которых уже готовится… В кинотеатры пошли поклонники этих тв-продуктов, а не “можем, когда захотим”.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  лавров сергей

Сергей, понятно, что тот же “Полицейский” это расширенная версия последней серии сезона. Но это же и отлично. Соотношение бюджет/сборы многим отечественным фильмам и не снились. У меня такая идея еще до пандемии созрела – финальную серию сезона делать “двойной” и показывать ее в кинотеатрах. Чем не бизнес модель? Тот же Каха примерно по такой схеме шикарно сработал

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Евгений Буслейко

Насколько мне известно, “Полицейский 3” уже снят как комедийный мюзикл, только у него до сих пор нет прокатчика. По соотношению “бюджет/сборы”, то есть прибыльных у нас вышло 135 релизов с 1992 (Анкор, ещё анкор!) по февраль 2022 года (Непослушник) из 1 750 российских в кинотеатрах вообще за эти годы. “Каха 2” тоже в разработке…

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  лавров сергей

Ну я скроее имею в виду более менее постоянную практику “гибридного” релиза по российски. Те же “Топи”, “Почку” или “Карамору” показываем в онлайн, а последнюю серею сначала в обычном кинотеатре, затем уже онлайн. Фан база уже есть, города, где показывать можно выбирать путем голосования прямо на сервисе. Чем не ноу-хау? Затраты на dcp конвертацию – копейки, на рекламу и так уже потратились.

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Евгений Буслейко

А, я понял. Это не специально снятый п/м, а тв-серия в прокате? Я думаю, вам следует обратиться тогда к создателям этих тв-продуктов. Но минуя дистрибьюторов тогда? Попробуйте…

Варкрафт
Варкрафт
Ответить на  Евгений Буслейко

а последнюю серЕю”…… и эти люди пытаются анализировать тенденции кинопроката? Остановите Землю, я сойду.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Варкрафт

Да, меня тоже это смутило. Но не стал отвлекаться от мысли. А потом уже не исправить было =(

Виталина
Виталина
Ответить на  Евгений Буслейко

Вы предлагаете это делать самому кинотеатру или прокатчику?

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Виталина

Я тоже не понимаю, как это сделать технически и пойдут ли на это сами создатели этих сериалов, у которых всё хорошо и без кинопроката.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  лавров сергей

Сергей, вопрос хороший. Надо попробовать убедить одного из продюсеров сериалов. С другой стороны – если все хорошо, почему бы не поэкспериментировать? Когда денег много, нужно уже чего-то другое. Мне все равно кажется, что им хочется именно киношных “побед”. Ну там красная дорожка, большая посещаемость именно в кинотеатрах…

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Евгений Буслейко

Я вас уверяю, им это “до лампочки”, когда есть ежегодный господсос – зачем? Только в качестве “вишенки на торте” – в качестве бонуса в прокате. Продюсерам на-ть на кинопрокат – их госпомощь увеличена в этом году до 17.5 млрд руб. А дебюты семейного кино от Минкульта – до 100 млн руб, а на социально значимые фильмы – до 75 млн руб. Зачем нашим продюсерам тогда вообще кинотеатры? Вы же видите, что после ТРЁХ высокобюджетных провалов в прошедший уик-энд состоялась премьера 170-млн “Сирийской сонаты”, у которой вообще нет ни дистрибьютора, ни даты выхода. Зачем им кинопоказ? Лично у них ВСЁ ХОРОШО.

Виталина
Виталина
Ответить на  лавров сергей

вот порадовали так порадовали

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Виталина

А что, вы об этом не знали?

Виталина
Виталина
Ответить на  Евгений Буслейко

здоровская идея, у нас на Каху такая красота была-)) мечта

Варкрафт
Варкрафт

Собственно, еще лет 5 назад я говорил коллегам (а здесь писал года три назад), что новогодние битвы это единственный шанс что-то собрать российскому кино-говну, тем более если придерживают иностранные релизы с потенциально бОльшим спросом. А в случае, когда господдержка за счет налогов простого народа спускает в унитаз пол-миллиарда на такие отстойные выхлопы, как Викинг, Союз спасения, Т-34 и Серебряные коньки, продюсеры этих кошмарных лент должны засунуть языки в одно место и не тявкать о своих “успехах”!

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Варкрафт

Ну да, когда в полной ж… 3 росс. релиза даже в НБ, один стал хитом, один – прибыльным и один – сверхприбыльным, то всё всем уже давно с этим понятно. Но что с этим делать, я не знаю. До 2025 года наши продюсеры будут по-прежнему получать господдержку, которая в этом году только увеличилась, и снимать такое г… как 3 наши премьеры в прошедший уик-энд. И от “Пап” и “Нокаута” с 23 февраля никто ничего не ждёт. Соответственно, беды с показом росс. кино в кинотеатрах – это ВАШИ проблемы, кинотеатры! А не дистрибьюторов и продюсеров, у которых, поверьте мне, ВСЁ прекрасно. Только их кино не смотрит публика уже даже в Новый год…

не Лавров и не Сергей
не Лавров и не Сергей
Ответить на  лавров сергей

Клево Вы рассуждаете, а что лучше в этот период могли показать? а? а?, если следовать вашей логике то продюсеров стоит гнать от кормушки, а государственные средства нужно сразу распределять между кинотеатрами. Ужас(((

лавров сергей
лавров сергей

Вопрос сформулируйте чётко – за какой период и когда “могли показать”? И где я писал, что господдержку надо распределять среди кинотеатров? И продюсеры без господдержки “никто на 95% и звать их никак из-за их ПРОФНЕПРИГОДНОСТИ” (Ю. Кириллов). Вот эти 5% и снимают иногда что-то для кинозрителей.

Виталина
Виталина

что-то я такого здесь не прочитала