Прошедший 2023 год, как и последние несколько лет, оказался насыщенным на события как на мировом рынке, так и в отечественной киноиндустрии. В статье представлены точки зрения ведущих редакторов ключевых отраслевых СМИ на волнующие индустрию вопросы.
Жан Просянов, главный редактор и генеральный директор «Кино-театр.Ру»
Нина Ромодановская, руководитель проекта, главный редактор «ПрофиСинема»
Илона Егиазарова, главный редактор «Вокруг ТВ»
Евгений Володин, заместитель главного редактора «Кинобизнес сегодня»
Мария Лемешева, главный редактор и редакционный директор «КиноРепортер»
Симаков Сергей, главный редактор и учредитель «Работники ТВ»
Каким будет СМИ о кино в ближайшем будущем? Telegram станет основным источником информации?
Жан Просянов: Прогнозировать то, каким будет киноСМИ, — дело довольно неблагодарное. Потому что традиционное СМИ хоронят практически каждый год. Так же, как и формат рецензий. Но он до сих пор живее всех живых.
Мне кажется, что СМИ будут стараться присутствовать во всех доступных средах, чтобы дотягиваться до своего читателя там, где он находится. Сейчас активный тренд — это каналы в Telegram. На платформе много рекламных денег, и поэтому создаётся большое количество новых каналов.
Но я уверен, что даже если появится какая-то новая дополнительная среда, то для больших СМИ всё равно центром присутствия будет именно свой сайт. Мне кажется, для всех в последнее время главной целью стал поиск нового уникального видео-формата, который захватил бы индустрию. Потому что до сих пор на рынке нет ведущего видео-формата о кино. И тот, кто его первый найдет, тот и победит.
Нина Ромодановская: Думаю, СМИ о кино продолжат работать пока у них будут читатели. Telegram вряд ли сможет полноценно заменить профессиональные издания. Все-таки формат блогов очень специфический. С одной стороны, он требует мгновенного реагирования на события, что на самом деле быстро утомляет. И далеко не все выдерживают такую гонку в долгую. С другой стороны, на поддержание подписной базы нужны постоянные денежные вливания. А отдача весьма неочевидна. Поэтому, в скором времени, когда ажиотаж вокруг Telegram спадет, количество каналов, пишущих о кино и не только, сильно поубавится.
Илона Егиазарова: Возможно Telegram и продолжит опережать официальные СМИ с инфоповодами, потому что (чего уж греха таить) анонимным каналам легче пользоваться сливами и легче демпинговать на оперативности — нет ответственности, перспективы судебных исков и т.д. Но по части профессиональной аналитики СМИ о кино, конечно же, останутся вне конкуренции. Именно в издания идут лидеры индустрии, чтобы поделиться своим взглядом на тренды и проблемы кино, чтобы обсудить что-то, а не просто «хайпануть».
Я вижу идеальное СМИ о кино как место, где можно получить все и сразу — информацию о разных проектах, возможность их посмотреть (это, конечно, пока мечта), обсудить, выслушать мнение экспертов, людей, причастных. Узнать рейтинги, получить рекомендации, быть в курсе съемок предстоящих проектов, продаж, цифр, проб и прочего.
Евгений Володин: Вопрос предполагает несколько вариантов ответа. Какое СМИ о кино – для широкой аудитории или отраслевое? Telegram, конечно, пользуется заслуженным вниманием обеих аудиторий, но кто даст гарантию, что завтра его не прикроют? В общем, на этот вопрос у меня ответа скорее нет.
Мария Лемешева: Давайте не будем сгущать краски! Когда больше века назад кино стало набирать силу, начались разговоры о том, что театр скоро умрет. Когда появились электронные книги, все заговорили о скором исчезновении бумажных изданий. А что в итоге? Театр жив и жить будет, печатные книги по-прежнему издаются, покупаются и читаются.
Поэтому разговоры о соцсетях как о единственном источнике информации, мягко скажем, преждевременны. Традиционные СМИ никуда не денутся, да и глянцевые издания (в том числе о кино) будут популярны, пока есть, на чем их печатать. Ведь важны не только сиюминутные новости: взять в руки качественно выполненный журнал с великолепными фотографиями любимого артиста – это особый кайф. Люди не готовы отказываться от него. И это, кстати, один из секретов популярности нашего «КиноРепортера».
Другое дело, что все современные СМИ должны и будут меняться. Это касается и киноизданий, и любых других. Необходимо увеличивать свое присутствие в соцсетях (в том же Telegram), налаживать обратную связь со зрителями и читателями, делать СМИ более интерактивными и динамичными. И редакция «КиноРепортера» идет именно этой дорогой. Мы активно развиваем наш ТГ-канал «Еще то кино» и, конечно, сайт.
Симаков Сергей: «Скоро будет одно сплошное телевидение» Telegram. По-моему – СМИ о кино по-прежнему должны использовать все возможности доставки своего контента до читателя. Они должны быть мультимедийны – так как одним текстом и фотографиями уже не заманишь аудиторию. Нужны и стриминги, и видео, и возможность голосования. Должна обязательно существовать возможность оперативного «фидбэка». По своему опыту (а я объединяю в соцсетях свыше 30 тысяч коллег из мира кино, телевидения и других медиа) скажу, что по прежнему важным средством доставки являются социальные сети, в том числе и запрещенные на территории РФ. Но при этом остаются и бумажные СМИ, и они тоже имеют место быть.
Основные тренды российской индустрии. Как она изменится в 2024 году?
Жан Просянов: В наступившем году будет продолжаться тренд на рост индустрии. Если в 2023 году у нас было порядка 150 originals от платформ, то, наверное, в 2024 году их число дойдет до 200. Также сохранится тренд на большое количество событийных проектов. Еще одно немаловажное направление показал фестиваль «Читка» — это экранизация книг.
Помимо этого, все в отрасли будут охотиться за дебютантами. И здесь играет ключевую роль фестиваль «Короче».
Предполагаю, что в новом году внимание будет акцентировано именно на продвижении продукта. Нас ожидают прорывы в сфере рекомендательных сетей как в рамках существующих проектов, так и в виде новых.
Нина Ромодановская: Не стоит ждать существенных перемен в ближайшем будущем. Цифровизацию мы прошли. Впереди маячит призрак искусственного интеллекта, который и привлекает, и пугает кинематографистов одновременно. Пока это неизведанная территория. За исключением отдельных проектов, реализованных специалистами из смежных областей креативных индустрий, искусственный интеллект мало используется в киноиндустрии.
Еще один тренд — мультиформатность контента. Пройдя период разделения аудиовизуальных произведений на кинотеатральные и онлайн, производители начали задумываться над созданием универсальных, гибридных и комплексных проектов для охвата всех каналов реализации и контакта со зрителем.
Илона Егиазарова: Основной тренд российской индустрии вырос из последних лет. Огромная насмотренность наших сценаристов и режиссеров привела к желанию создавать проекты «как у них». Визуал уже подтягивается, к операторской школе вообще вопросов нет. Но вот по части поиска смыслов… Сериальная индустрия работает тут гораздо интереснее, чем большое кино. Неумение (или нежелание?) быть актуальными приводит к тренду на обилие проектов про прошлое и будущее. Отсюда и это море сказок, фантастики и утопий, в которых зритель как бы должен считывать посылы.
Евгений Володин: Я полагаю, что при отсутствии тектонических изменений в геополитике продолжится тренд на развитие и популяризацию отечественного кино среди зрителей. Если говорить о прокате – рынок сам решит. Предложите зрителю хорошее кино – и он проголосует рублем независимо от страны производства этого кино.
Если же говорить о производстве – надо спрашивать не меня, а тех, кто занимается производством. Например, прочитать интервью Гевонда Андреасяна в октябрьском номере «Кинобизнеса».
Мария Лемешева: Наша киноиндустрия сейчас переживает хоть и непростой, но и невероятно интересный этап развития. Два года назад, когда из наших кинотеатров в один момент исчезли голливудские блокбастеры, мы столкнулись с серьезной нехваткой контента, который болезненно ударил по российским кинопрокатчикам и кинотеатральным сетям. К счастью, мы не только справились с этим испытанием, но и сумели сформировать основные тренды, благодаря которым российское кино начало развиваться еще активнее.
Один из них – акцент на семейное кино в жанре киносказки: в 2024-м и 2025-м таких фильмов будет выпущено очень много, и я уверена, все они окажутся в центре зрительского внимания. Достаточно посмотреть сборы новых «Бременских музыкантов». Второй тренд – развитие авторского кино в жанре арт-мейнстрим (яркие примеры 2023 года – «Снегирь» Бориса Хлебникова, получивший «Золотого орла» как лучший фильм, и «Праведник» Сергея Урсуляка, завоевавший приз за лучшую режиссерскую работу, а также «1993» Александра Велединского, удостоившийся награды за лучший сценарий и нашей премии «Событие года»). Уверена, что в 2024-м таких фильмов тоже будет очень и очень много.
Ну и конечно, наша киноиндустрия делает ставки на дебюты, количество которых постоянно растет, – это еще одна из значимых современных тенденций отечественного кино. Не говоря уже о развитии сериального производства, которое дает и рабочие места, и возможность артистам проявлять себя, и насыщает собственным контентом аудиторию и приносит прибыль индустрии в целом.
Симаков Сергей: Зритель лучше всего сейчас смотрит доброе семейное кино и комедии. В нынешней сложной ситуации этот тренд сохранится. Люди хотят спрятаться на 2 часа в кинозале от окружающих их проблем и страхов. Но после ухода Голливуда очень не хватает экшенов, масштабных фэнтези – и их уже снимают. Как пример – «Сто лет тому вперед», это «Гостья из будущего», снятая для современного зрителя. Снимает этот фильм сильнейшая команда – Фёдор Бондарчук, Михаил Врубель, Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, вот только часть известных нам всем фамилий. Не менее восхищает и актерский состав – Виктория Исакова, Константин Хабенский, Александр Петров, Юрий Борисов. Я видел сборку из 40 минут на «Дне ЦПШ» – меня она очень впечатлила.
Так же жду фильм, который выйдет в 2025 году – «Волшебник Изумрудного Города», который снимает «Студия ТриТЭ» и кинокомпания «Медиаслово». Но наиболее ожидаемая премьера 2024 года — «Мастер и Маргарита».
Но при этом свою кассу будут собирать мелодрамы и драмы. Судя по трендам, зритель начал смотреть в кинотеатрах и неигровое кино, оно собрало в 2023 году вполне ощутимые деньги. И это очень хорошо!
Конечно, своя доля успеха будет у фильмов-концертов, фильмов-спектаклей, фильмов-балетов. Сейчас снимаются проекты про «Руки вверх» и «Иванушки International». Их точно ждет успех – у фильмов огромная целевая аудитория. Проектом «Театр в кино» занимается телеканал «Культура». Но это уже более узкая целевая аудитория.
Вопрос, которым задаются все в отрасли – какой контент нужен зрителю?
Жан Просянов: В том, какой контент нужен зрителю, и скрывается тайна продюсирования. Зрителям нужны честные, правдивые истории, которые хорошо написаны. Глубокие, многоуровневые и драматургически выверенные. Поэтому тот, кто будет делать ставку на качество, и продолжит выпускать новые проекты, рано или поздно найдет свой священный Грааль.
Нина Ромодановская: В первую очередь зрителю нужен интересный контент. Кино работает с духовной сферой, поэтому оно должно отвечать запросам, формируемым обществом. Удовлетворение потребностей аудитории и одновременное воздействие на нее своим продуктом — это тот необходимый баланс для кинопроизводителя, который позволит ему и заработать, и реализовать свои творческие амбиции.
Кассовые хиты прошедшего года («Чебурашка», «По щучьему велению») недвусмысленно сигнализируют о запросе общества на сказочные истории, помогающие отвлечься от действительности.
Илона Егиазарова: «Трушный» контент, апеллирующий лично ко мне — моим переживаниям, моему прошлому и настоящему, моей боли, страхам и надеждам. Почему всем зашло «Слово пацана»? Потому что у всех нас есть своя история про «пацанов на районе», про выживание, про бабушкин утюг, комиссионный магазин и соседа, вернувшегося из Афгана.
Евгений Володин: Качественный. Здесь надо уточнить, контент для чего? Для кинотеатров – один, для платформ – другой, для телевидения – третий. Мы привыкли говорить о кинобизнесе, значит, имеем в виду кинотеатры.
И не забываем о новостной повестке – люди устают от «трэша» в новостях, поэтому – «Чебурашки» и подобные семейные ленты будут востребованы еще какое-то время больше других жанров.
Мария Лемешева: Ответ простой: хороший. Это значит, что, с одной стороны, у авторов должна быть интересная история, вызывающая эмоциональный отклик у зрителя, а с другой – необходимо искать максимально яркое визуальное воплощение своего замысла.
Что касается идейного наполнения, то, конечно, самые популярные фильмы всегда говорят о «разумном, добром и вечном» – о ценности любви и дружбы, о неотвратимости победы добра над злом и т.д. Так было всегда, так есть сегодня, и, полагаю, в ближайшую тысячу лет зрительские запросы не поменяются.
По трендам прошлого года понятно, что очень востребовано фэнтези, основанное на национальном фольклоре и быте (вспомним «Вампиров средней полосы», «Волшебный участок», «Очевидное-невероятное», «Предпоследняя инстанция»), национальные сказки («Чебурашка», «Последний богатырь»), романтические истории с гуманистическим посылом («Лед», «Холоп»), есть запрос и на собственную героическую вселенную («Майор Гром»). Хотя фильмы о подвиге наших соотечественников в трудное время («Воздух», «Праведник») тоже необходимы.
Симаков Сергей: Тот, что берет за душу. Честный, искренний, снятый с самоотдачей и душой. И умело пропиаренный. С этим на нашем кинорынке не очень хорошо. Достойные картины проходят малым экраном, большинство зрителей их просто не видят, а на центральных каналах их не показывают.
Рифат Фазлыев, главный редактор «Cinemaplex»
Каким будет СМИ о кино в ближайшем будущем? Telegram станет основным источником информации?
Аудитория продолжает активно меняться, и под влиянием большого количества информации, поступающего из различных источников, сложно удерживать внимание читателя на долгое время. Тому подтверждение — сокращение продолжительности видеоконтента как в запрещенных социальных сетях, так и на остальных платформах, в том числе YouTube (Shorts), ВК (Клипы).
Читатели всё ещё могут осилить лонгриды, но только в том случае, если в материале поднимаются важные для отрасли темы. Но, будем честны, если подобный материал выпускать в формате коротких текстовых или даже видео-заметок, то аудитория предпочтёт именно такой вариант.
Социальные сети также выигрывают у сайтов как площадки для коммуникации. Преимущество Telegram в этом плане заключается в его анонимности, что порой очень важно для представителей отрасли.
Разумеется, что в первую очередь нужно налаживать взаимодействие с аудиторией в любом формате. Без создания образа бренда как «хорошего друга» уже не обойтись.
Печатные издания и сайты, конечно, не изживут себя, но приоритет сейчас у того формата, который лучше всего приспособлен под самое востребованное устройство – смартфон.
Основные тренды российской индустрии. Как она изменится в 2024 году?
Главный камень преткновения всех уровней и инстанций культуры — альтернативный прокат — постепенно уходит из основной повестки из-за отсутствия единой даты старта, недостатка релизов и весомых сборов отечественных проектов. Если будет составлен план по равномерному выпуску картин, а они, в свою очередь, получат достойную рекламную поддержку и оправдают ожидания зрителей, то в стране основным трендом станет отечественное кино. И не только в 2024 году.
Второй не менее важный тренд пока никуда не денется. Речь идёт о запрете выпуска некоторых российских фильмов по той или иной причине. Коллективный труд большой команды уходит на полку из-за решения по отдельным личностям. При этом нет законодательного обоснования подобных решений. С такими «отменами» восстановить индустрию быстро не получится.
Отечественные кинотеатры продолжит серьёзно «колбасить», так как сборы пока ещё далеки от уровня допандемийных. Не стоит забывать и про растущую с тех пор инфляцию и курс валют, которые тянут за собой цены на оборудование, коммуналку, аренду и так далее. А без кинопоказа ни о каком большом кино речи идти не может. И как бы не был плох со стороны соблюдения авторских прав альтернативный прокат, он всё же давал те необходимые оборотные средства, за счёт которых последние 2 года существовал российский кинопоказ.
Вопрос, которым задаются все в отрасли – какой контент нужен зрителю?
Зрителю контент нужен качественный, интересный, с хорошим сюжетом и далее по списку. Но в первую очередь, ему нужен контент, о котором он будет знать. Без «рекламы из каждого утюга» в современных реалиях даже самые выдающиеся проекты могут оказаться провальными. И это не должно быть разовой акцией. Аудитория должна постоянно знать о том, что сейчас идёт в кинотеатрах, как это было в своё время с голливудскими релизами.
Если абстрагироваться от проблемы с рекламной поддержкой, то сейчас востребовано семейное кино, но простаивает ниша подростково-юношеского кино, внимание аудитории которой активно занимают TikTok на пару с YouTube. К сожалению, кинематографисты не поспевают за бешено меняющимися трендами у юного зрителя. Единственным решением этой проблемы пока видится создание своих трендов, с учётом имеющихся запросов.