Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

  • Автор записи:

Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

Wink

ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP) объявил результаты деятельности за IV квартал и 12 месяцев 2023 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО. Общая выручка компании за период с октября по декабрь 2023-го увеличилась на 9% год к году и составила 209,3 млрд рублей. Чистая прибыль – 1,9 млрд руб.  Выручка компании за весь 2023 год достигла 707,8 млрд руб., а чистая прибыль выросла до 42,3 млрд руб.

По сведениям аналитической компании GfK, видеосервис Wink по итогам четвертого квартала удерживает второе место по числу платящих подписчиков среди российских онлайн-кинотеатров, а количество активных клиентов Wink (IPTV + OTT) превысило 20,7 млн. Количество платящих подписчиков достигло 9,5 млн. Сервисная выручка платформы за весь 2023 год приблизилась к 30 млрд рублей, что почти на 20% выше показателей за 2022-й.  Общий рост доходов от работы видеосервисов составил 9%. Причина роста связана с активным развитием и расширением клиентской базы Wink, сочетающего возможности IPTV и онлайн-кинотеатра.

За 2023 год Wink Originals представил 26 оригинальных проектов, среди которых популярные сериалы «Фишер», «Балет», «Трудные подростки», «Библиотекарь», «Отмороженные», «Ухожу красиво», «Актрисы», «Диагноз “Везучая”», «Макс и Гусь», «Оборотень», «Плакса», документальные проекты «Большая битва», «Поуехавшие», «Рестораны Москвы» и другие. Криминальная драма Жоры Крыжовникова стала лидером всего рынка по просмотрам. В декабре 2023 проект был признан лучшим сериалом России за всю историю по рейтингу посетителей (рейтинг топ-250 по результатам голосования посетителей сайта “Кинопоиск”), а ранее — победил на фестивале онлайн-кинотеатров “Новый сезон”. “Слово пацана” посмотрело рекордное число подписчиков Wink. В онлайн-кинотеатре фильм увидели около 23 млн человек.

Количество абонентов кабельного ТВ по итогам IV квартала 2023 г. снизилось до 4,3 млн — на 2% к аналогичному показателю прошлого года, ARPU не изменился и составил 195 руб. Снижение количества абонентов кабельного ТВ, преимущественно в секторе домохозяйств, обусловлено активным развитием видеосервиса Wink. Доступность современного оборудования и новые технологии доставки контента позволяют абонентам отказываться от кабельного подключения в пользу интернет-вещания.

Отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров за 2023 год

По оценкам «ТМТ Консалтинг», в 2023 году доходы российского рынка легальных VoD-сервисов, предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент , увеличились на 39% и составили 94,2 млрд руб. Темпы роста оказались выше прошлогодних 31% (суммарный рост рынка без учета выручки Netflix и Megogo в 2021 и 2022 гг. С учетом выручки ушедших видеосервисов рост рынка в 2022 году по отношению к 2021 году составил 17%).

Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

Реклама принесла видеосервисам 6,6 млрд руб. – на 19% больше, чем в предыдущем году. После снижения рекламной выручки в 2022 году на 9% вследствие ухода с российского рынка многих крупных зарубежных рекламодателей темпы роста вернулись к уровню 2021 года (тогда они составили 15%).

Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

Рост доходов, полученных по платной модели, составил 41% (87,6 млрд рублей). При этом доходы от TVoD/EST еще сократились: снижение в 2023 году составило уже около 70%, доля этого сегмента в структуре выручки приблизилась к 0. Доходы, полученные от подписки, выросли на 49%.

Как отмечается в исследовании, причинами роста рынка стали:

  • Наращивание объемов производства собственного кино- и сериального контента
  • Повышение качества производимого контента, практика его эксклюзивного показа
  • Технологическое совершенствование платформ, в частности, рекомендательных сервисов
  • Укрепление привычки пользователей к платным подпискам
  • Рост затрат на продвижение онлайн-кинотеатрами своих оригинальных проектов
  • Развитие видеосервисов в составе цифровых экосистем
  • Продолжающееся расширение онлайн-кинотеатрами партнерских отношений с операторами связи
  • Выстраивание отношений с новыми зарубежными поставщиками контента
  • Повышение стоимости подписки рядом видеосервисов.

В то же время негативное влияние на рынок оказали:

  • Сокращение объема зарубежного контента от крупных производителей, отсутствие западных
    киноновинок, что отрицательно сказалось на сегменте разовых покупок.
  • Высокий уровень видеопиратства.

Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

Крупнейшим игроком по итогам 2023 года вновь стал «Кинопоиск». «Иви» и Wink, как и в прошлом году, занимают соответственно 2-е и 3-е места. Однако разделяют их всего 2, а не 7 процентных пунктов (18% и 11% по итогам 2022 года).

«Кинопоиск», в 2022 году вышедший на 1-е место, по итогам 2023 года увеличил свою долю с 23% до 30%. Показатели роста выручки оказались даже выше, чем в 2022 году – 89% (против 78% в 2022). К таким результатам привел общий рост числа подписчиков Яндекс.Плюс (с 19,3 млн до 30,4 млн). Соответственно увеличилось и число тех, кто смотрел видеоконтент — с 8,4 до 11,0 млн. Таким образом, «Кинопоиск» продолжает занимать 1-е место и по числу подписчиков. Увеличению выручки способствовал также рост ARPU за счет повышения доли более дорогих подписок («Плюс Большое кино», «Плюс с Амедиатекой»). 

Онлайн-кинотеатр «Иви» по итогам года удерживается на 2-й позиции. Выручка компании без учета доходов от продажи лицензий на контент собственного производства по итогам года выросла на 24% (и это также значительно выше прошлогодних 6%). Число платящих подписчиков за год увеличилось на 47% — с 3,5 до 5,1 млн. Этому способствовало в том числе предложение контента собственного производства (в 2023 году на платформе вышло еще 10 новых сериалов).

Лидером по темпам роста в 2023 году стал видеосервис Wink («Ростелеком») – выручка онлайн-кинотеатра за год увеличилась на 91%. Рост Wink был вызван целым рядом причин, среди которых – предложение оригинального контента (22 новых сериала, в том числе — высокорейтинговый «Слово пацана. Кровь на асфальте», привлекший множество новых подписчиков), объединение с онлайн-кинотеатром more.tv, занимавшим по итогам 1 полугодия 2023 года 6% на рынке видеосервисов. В итоге доля Wink по итогам года выросла с 11% до 13%. По числу платящих подписчиков (9,5 млн) видеосервис вышел на 2-е место.

Онлайн-кинотеатр Okko продолжает удерживать 4-е место. Выручка видеосервиса за год выросла почти на четверть, а общее время смотрения — в два раза. Число подписчиков росло в первую очередь благодаря оригинальному контенту: за год видеосервис предложил своим подписчикам 17 новых проектов, и, по данным компании, в ТОП-10 по просмотрам попали исключительно сериалы собственного производства.

Видеосервис Start также сохранил за собой 5-е место. Рост выручки на 40% произошел благодаря активной контентной политике: в 2023 году Start, как и годом ранее, стал одним из лидеров по предложению оригинального контента (20 новых проектов). Число платных подписчиков выросло за год в полтора раза до 3,4 млн, время видеопросмотров – в 2,8 раза.

Выручка онлайн-кинотеатра KION (МТС) выросла за год на 29%. Число платных подписчиков сервиса увеличилось на 1 млн и достигло 5,7 млн, суммарное время смотрения почти удвоилось. Росту способствовали развитие направления KION Originals – в 2023 году на видеосервисе вышли 28 новых проектов (включая новые сезоны), а также технологическое усовершенствование платформы.

Еще один видеосервис с рыночной долей выше 5% — Amediateka – вырос в 2023 году на 23%, число платных пользователей увеличилось на 60%. Драйвером роста сервиса остается зарубежный контент: в прошедшем году к новым рейтинговым сериалам добавились также познавательные проекты, ранее транслировавшиеся на каналах Discovery.

Близок к преодолению отметки в 5% рыночной доли онлайн-кинотеатр Premier, продемонстрировавший в 2023 году одни из самых высоких на рынке темпы роста — выручка видеосервиса увеличилась на 88%, число подписчиков – более чем на 40%. С учетом выручки от лицензирования (не входит в состав рынка) рост составил 117% — это произошло благодаря выпуску большого числа новых оригинальных проектов – 28 проектов (65 с учетом новых сезонов). По этому показателю Premier стал лидером среди российских онлайнкинотеатров в 2023 году.

По оценкам «ТМТ Консалтинг», число домохозяйств, в которых имеется хотя бы одна платная подписка на онлайн-кинотеатр, выросло по итогам 2023 года на 40% – к концу года оно составляло 18,0 млн. Таким образом, в декабре уже у 27% российских домохозяйств имелась хотя бы одна платная подписка. В среднем же одно домохозяйство, имеющее платные подписки, было подписано на 2,5 онлайн-кинотеатра.

По итогам 2023 года совокупная выручка российских онлайн-кинотеатров превысила соответствующий показатель платного телевидения. Видеосервисы заработали 115 млрд рублей, тогда как выручка сегмент платного ТВ — 106,8 млрд рублей. Об этом заявил генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов на форуме CSTB PRO.MEDIA 2024, основываясь на предварительных результатах исследования.

Произошло знаковое событие: классическое платное телевидение по доходам уступило первенство онлайн-кинотеатрам. В случае с онлайн-кинотеатрами мы учитываем рекламную выручку и “задвоение” подписок, которые продаются сервисами друг-другу, — сказал Анкилов.

Он уточнил, что в итоговом показателе онлайн-кинотеатров порядка 20 млрд рублей составляют рекламные доходы и кросс-продажи: более 10 млрд рублей кросс-подписки, например, подписка на «Амедиатеку» через «Кинопоиск», и более 6 млрд рублей — рекламная выручка. По словам Константина Анкилова, тренд, который зафиксировали в «ТМТ Консалтинг», со временем будет усиливаться и «по формальному показателю этот психологический барьер будет пройден в течение 2024 года». Динамика роста выручки рынка платного ТВ и онлайн-кинотатров в 2023 году составила 39 %, добавил он. По прогнозам «ТМТ Консалтинг», в 2024 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 20-25% и составит около 115 млрд рублей, превысив по размеру рынок платного телевидения.

Пиратство на стримингах

Представители онлайн-кинотеатров сообщают, что в январе 2024 года число бот-атак на стриминги выросло на 30 % в сравнении с январем 2023 года. Боты посещают сайты площадок под видом обычных пользователей и воруют контент, а именно делают записи экрана при просмотрах фильмов, создавая так пиратские копии. В компании отмечают, что аналогичные атаки боты проводят и на зарубежные сервисы, используя для входа VPN, например, на Netflix. Также участились случаи кражи аккаунтов. Боты методом подбора логина и пароля быстро воссоздают данные пользователя и заходят в аккаунт с оплаченной подпиской.

По словам экспертов, активность ботов может привести к простою сервиса, что спровоцирует отток клиентов онлайн-кинотеатров, а также грозит репутационным ущербом. Чтобы снизить риски, стоит использовать сервисы с двухфакторной аутентификацией и не избегать ее при регистрации.

За 2023 год медиахолдинги столкнулись с усилением пиратства в отношении собственного контента. Число ссылок на него, внесенных в реестр в рамках антипиратского меморандума по итогам 2023 года, превысило 89 млн, тогда как в январе 2022 года показатель составлял 76,5 млн.

Единая система измерений

Тем временем в «Газпром-Медиа Холдинге» считают, что ТВ и онлайн-площадкам нужна единая и прозрачная система измерений, сказала замгендиректора холдинга Юлия Голубева на стратегической сессии форума CSTB 2024, рассуждая о взаимопроникновении контента между платформами. Она напомнила, что ключевая метрика у ТВ — это рейтинг и доля, у онлайн-платформ — количество просмотров. Суммировать эти показатели нельзя, поэтому «индустрия формулирует запрос на единую систему измерений». 

Говоря о рынке онлайн-кинотеатров, она сообщила, что он продолжает расти — в 2023 году 44% подписчиков PREMIER смотрели зарубежный контент, 97% — РФ. Количество платящих подписчиков PREMIER увеличилось на 33%, до 4,8 млн. Но предположение, что европейский и голливудский контент заместит продукция с других рынков, оправдалось лишь отчасти. В 2022 г. турецкие сериалы заняли 8% рынка, корейские — 3%, в 2023 году доли вообще не выросли.

Статистика телесмотрения

В рамках форума CSTB исследовательская компания Mediascope показала статистику телесмотрения в России. Согласно этим данным, 98% жителей страны смотрят телевизионные каналы хотя бы раз в месяц, а 64% делают это раз в день.

Новости онлайн-кинотеатров: Wink, отчёт по рынку российских онлайн-кинотеатров, пиратство на стримингах и единая система измерений

Среднее время просмотра ТВ на одного россиянина в день составляет 3 часа 33 минуты. Самым популярным жанром среди зрителей снова стали сериалы (28% времени просмотра у аудитории старше 4 лет). На втором месте разместились развлекательные передачи (19%), а на третьем оказались социально-политические программы (13%). На просмотр новостей тратят 12%, а на кино – 11%. Доля отечественных фильмов в структуре просмотра кино продемонстрировала рост (51%).

Источник: Коммерсант, Газром-медиа, Ростелеком, Telesputnik, TMT-Консалтинг

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии