ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ: «РАБОТА НАД ЭТИМ ФИЛЬМОМ ПОСЛУЖИЛА ДЛЯ МЕНЯ ПОВЫШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

Кончаловский-Егор

27 февраля в прокат выходит приключенческий триллер Егора Кончаловского НА ЛУНЕ. Режиссер рассказал  CINEMAPLEX о создании своей новой картины и поделился соображениями о том, как лучше продвигать российское кино.

Расскажите об истории создания фильма. Как разрабатывалась идея? На каком этапе подключились вы?

Этот проект появился на киностудии «Вертикаль» Станислава Говорухина. Насколько я знаю, он сам получил этот проект в Министерстве культуры и, к сожалению, скончался. Был определенный сценарий, который мне предложили реализовать как режиссеру. Он требовал серьезной доработки, что, к счастью, понимала и продюсер Екатерина Маскина. Так что мы соединились с автором Алексеем Поярковым и вместе, на базе истории, предложенной Говорухиным, создали довольно оригинальный сценарий, который в результате и сняли.

Чем вас заинтересовал проект? В чем заключается основной конфликт картины?

Мне было интересно попробовать снять фильм о человеке, который родился уже в 21 веке, взглянуть на мир его глазами. Я человек 20 века, и моя история другая: Великая отечественная война, революция, перестройка, война в Афганистане… А НА ЛУНЕ — фильм о людях уже 21 века, наступление которого мы не так давно праздновали. Они родились после 2000 года и сейчас как раз вступают во взрослую жизнь.

Главная проблема в картине — это конфликт отцов и детей, что мне тоже интересно, потому что у меня есть восемнадцатилетняя дочь. Также в фильме идет речь о поисках себя и попытках найти ответы на какие-то вопросы, первые из которых — что такое хорошо и что такое плохо.

Работая над проектом, что вы вынесли для себя и что хотели бы донести до зрителей в первую очередь?

Вообще, работа над этим фильмом была очень познавательной и послужила для меня повышением профессиональной квалификации. Мы очень тщательно готовились к съемкам, шесть раз ездили на нашу локацию в Карелию. Я никогда не ездил столько раз в одно место, чтобы делать раскадровки и все остальное. Съемки у нас были очень быстрые, прошли как военная операция, потому что не было никакого веселья, вечерних застолий и прочего. Жили в условиях такого солдатско-монашеского режима. Причем никто этого не требовал, таким был общий порыв. В итоге нам удалось за 23 съемочных дня снять картину, которая в советское время считалась «повышенной постановочной сложности». Это было очень интересно, и теперь я знаю, что такой подход возможно и должен быть. Я во многом пересмотрел свои принципы работы.

С точки зрения эмоциональной я не ставил перед собой никаких задач, мне просто было интересно сначала создать эти коллизии вместе со сценаристом, а потом погрузить туда молодого человека и пытаться вместе с ним реагировать. У меня не было никакой глобальной цели, я просто творчески, приятно и со смыслом провел этот год.

48317

Съемки проходили в Москве и Карелии. Расскажите, как вы выбирали локацию? Быстро ли удалось найти подходящее место? Какие были требования к площадке? 

Карелия — удивительное место. Я мечтал побывать там все свое детство и юность, и вот мне представилась возможность. Локацию удалось найти очень быстро. Уже не помню, как мы узнали о городе Лахденпохья на берегу Якимварского залива Ладожского озера, но он нам подошел по всем параметрам. Мы туда приехали и больше не дергались. Там есть все, что мы искали: дома, скалы, озеро, совершенно сказочные леса. Вокруг этого города мы снимали 80% времени.

Столкнулись ли вы с какими-то дополнительными трудностями на новом месте?

Трудности были связаны только с погодой. В одной из сцен нам надо было купать артистов в озере. Съемки были запланированы примерно на 9 мая, а 5 мая озеро было еще во льду. Конечно, к 9 числу лед растаял, но температура воды была близка к нулю. И туда мы кидали нашего главного героя. К счастью, все получилось с первого раза, и я не рискнул делать дубль.

Бывало такое, что вечером мы уходили с площадки — на улице пели птички, наступила настоящая весна. А утром приходим — все в сугробах по колено. Но при помощи различных кинематографических уловок удалось с этим справиться.

Других сложностей не было. Вообще их быть и не должно. Мы действительно очень старались подготовиться так, чтобы у нас не было каких-то неожиданностей. Так что все шло по плану и даже не было ни одной переработки.

Также у нас была довольно сложная съемка в Москве. Мы в картине создавали архетипичных людей, поэтому и выбрали Москву. Где стритрейсеры обычно гоняют? Конечно на Воробьевых горах. Я сам там живу и много раз видел искореженные машины. Также снимали в помещениях в Москве, их оформляла наш художник-постановщик Марфа Ломакина. Надо отдать ей должное, она не реализовывала прямолинейно мои предложения, а развивала их до чего-то гораздо более мощного, и сама очень много придумывала.

Как проходил кастинг? Почему выбор пал именно на этих актеров? 

Когда я посмотрел на Александра Балуева в гриме, то сразу с удовольствием его утвердил, хотя у нас было много других претендентов. Я Сашу люблю, он у меня снимался в дебютной картине ЗАТВОРНИК, в АНТИКИЛЛЕРЕ, поэтому я был рад с ним еще поработать.

Я очень хотел снимать и Виталия Кищенко, он мне очень нравился и в СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ, даже больше, чем сам фильм. При этом я не говорю, что мне картина не понравилась. Я думал, что он занят и вряд ли согласится, тем более что это маленькое, практически авторское кино. А он прочитал сценарий и буквально через два часа дал положительный ответ.

А на главную роль, которую в результате сыграл Иван Архангельский, мы сначала рассматривали рэпера Фараона, долго вели с ним переговоры, но в итоге не срослось. Мне кажется, что для молодого человека, который не является профессиональным актером, было бы трудно сыграть такую роль. Поэтому было решено провести большой кастинг. Сначала появился лонг-лист, в который вошли 35-40 человек, потом он сократился до шести и до трех. С оставшимися тремя актерами я провел финальные пробы и всех утвердил: Ивана Архангельского на главную роль, а остальных — на роли его друзей.

Варю Комарову я утвердил сразу, как только увидел. Задача у нее в фильме была важная, но здесь мне в первую очередь нужны были не глубокие актерские качества, а ее обаяние.

Еще у нас задействован Сейдулла Молдаханов, снимавшийся у меня в главной роли в фильме ВОЗВРАЩЕНИЕ В А. Здесь у него тоже довольно большая роль. Нам комфортно работать вместе, и я решил сделать нашего полицейского азиатом и утвердил его без кастинга.

Для Ивана Архангельского эта роль — практически дебют. Почему был сделан выбор в его пользу? Рассматривали ли каких-то более популярных актеров или предпочитаете новые лица? 

Когда молодому человеку 19 лет, он по определению не может быть очень известным. Такими становятся к 30. И в то же время мне было интересно взять дебютанта — он хороший актер, лицо, опять же, свежее. Сейчас Иван пробуется в лучшие театры Москвы, его уже заметили. И дело тут не в фильме, он ведь еще даже не вышел, просто актер действительно талантливый. Он честно прошел все четыре отборочных этапа и хорошо себя показал. Специально я не искал неизвестного актера, но сейчас мне нравится, что он у нас дебютант.

На луне

Принимали ли участие в съемках местные жители?

Местные жители тоже конечно участвовали. У нас были реальные МЧСовцы. И вообще часть съемочной группы мы набирали на месте. Кинематографисты все были из Москвы, а представители других профессий — местные.

Согласно требованиям Минкульта, ваш фильм обязан пройти субтитрование и тифлокомментирование. Повлияет ли это как-то на прокат картины и ее сборы?

В кинотеатрах, наверное, в основном будут показывать копии без субтитров. То, что появится версия с субтитрами, и фильм смогут посмотреть слабослышащие люди — это конечно хорошо. К тиффлокомментированию тоже отношусь спокойно. Мы же в этой стране живем и должны принимать наши законы. А на прокат, думаю, это повлияет незначительно.

В последнее время появляются инициативы, направленные на пропаганду семейных ценностей с помощью кино или на привлечение молодежи в кинотеатры. Они предполагают, в том числе создание соответствующего контента. А какого контента не хватает на ваш взгляд? Какие темы и жанры сегодня интересны российскому зрителю?

Нельзя сказать, чего у нас достаточно, а чего не хватает. Это работает от обратного. Делают огромную сагу про хоббитов — в моду входит фэнтези, и все страны начинают выпускать проекты в этом жанре. И мы тоже делаем фэнтези из Гоголя, потому что такой пошел тренд. Мне кажется, в любом жанре, кроме специфических, таких как хорроры, просто должны быть хорошие фильмы.

Многие жалуются, что у нас не хватает классики. При этом американскую АННУ КАРЕНИНУ с Кирой Найтли широко показывают, а КАРЕНИНА Соловьева или Шахназарова проходит не очень заметно, несмотря на поддержку государства. Потому что недостаточно просто дать денег на российский фильм. Нужно, чтобы часть этих денег сразу пошла на продвижение, тогда у русской классики появится шанс соревноваться с американскими картинами.

Также возможно стоит создавать сети государственных кинотеатров, где будут показываться новые российские фильмы. Их выходит больше сотни в год, и многие вообще не попадают в прокат. Причем часто это неплохие фильмы. Такая сеть может помочь нашему кино более просто доходить до зрителя.

Как вы относитесь к «раздвижке» релизов Министерством культуры? Какие положительные и отрицательные стороны вы можете выделить?

Это вопрос честной или нечестной конкуренции. Запретить американское кино — это нечестно. И вообще, зачем лишать людей американского кино, которое зачастую неплохое. Причем одна такая мера не поможет, если все остальное плохо сделано: плохой фильм, непродуманная рекламная кампания и т.д. Но если все сделано хорошо, и плюс к этому есть бонус в виде сладкой даты вокруг нового года или в каникулы, то это конечно тоже помогает.

На мой взгляд честнее было бы защищать наш кинематограф другими способами. То, что я говорил о продвижении — это тоже защита. И такая конкуренция уже будет честной. Я вот не знаю, согласился бы я или нет, если бы мне предложили отодвинуть какого-нибудь ДЖОКЕРА и поставить на его дату мой гипотетический блокбастер. Это будет неправильно и нечестно. Но я понимаю, зачем создаются все эти меры, и конечно болею за русское кино.

В ТЕМУ:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМПАНИИ СБ ФИЛЬМ: ФОКУС НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии