С 11 по 12 марта в Воронеже состоялся первый в России слет художественных кинотеатров, на котором участники обсудили различные форматы работы, направления развития отечественного кинопроката и другие аспекты бизнеса. Директор кинотеатра «Мир искусства» Сергей Тютин поделился с Cinemaplex своими впечатлениями о мероприятии, а также рассказал о проблемах проката фестивального и арткино в России.
Расскажите, как прошёл слёт Художественных кинотеатров в Воронеже? Что интересного для себя узнали?
Мне было очень радостно, что это наконец-то случилось. По моему мнению, необходимость проведения такого слёта назрела уже давно. Продвижение арткино, в первую очередь, требует объединения – чтобы можно было обмениваться лучшими практиками с близкими по духу кинотеатрами, увидеться лично с представителями дистрибьюторских компаний, которые занимаются артпрокатом, и прийти к какому-то новому виду сотрудничества. Я благодарю Олега Березина и других организаторов за такую прекрасную инициативу.
Я участвовал в слёте как член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и директор кинотеатра «Мир искусства», которому в этом году исполняется 20 лет. Само название кинотеатра говорит о том, что мы относимся к кино как к искусству. На сегодняшний день его небольшой зал в 49 мест посетило более полумиллиона человек с момента основания, мы принципиально показывали лишь то, что тогда нельзя было увидеть в других кинотеатрах – киноклассику, современное авторское кино, режиссёрские ретроспективы, короткометражного кино, фильмы победителей крупнейших мировых фестивалей, работы молодых кинематографистов, детские картины и фильмы по музеям. Сегодня такие фильмы начали попадать в прокат, даже в сетевые кинотеатры. Но ждать пришлось 20 лет!
Например, на слёте Константин Нафиков рассказывал про успешный опыт проката документального кино, с которым я раньше не работал, но теперь, видимо, буду. Кроме того, были представлены фильмы об искусстве от CoolConnection и Невафильм Emotion. Приятно, что теперь этот вид кинематографа стал востребован в кинотеатрах. Фильмы про подмосковную усадьбу «Архангельское», с которых я начал свою режиссёрскую карьеру, в течение 10-ти лет демонстрировались в специально созданном музейном кинотеатре ежедневно по несколько сеансов в день, и их посмотрело огромное количество зрителей. Конечно, это было исключение из правила. Но потом появился кинотеатр в Третьяковке.
Тем не менее, сегодня огромное количество видов кинематографа продолжает оставаться не у дел. А кинотеатр, с моей точки зрения, это естественная среда обитания кинофильмов. Алексей Бажин, создатель компании «Иноекино», один из тех подвижников, которые вывели фильмы кинонаследия в большой прокат и доказали, что это может приносить прибыль, на слёте очень интересно рассказал о рекламном продвижении киноклассики в социальных сетях через таргетированную рекламу.
С какими трудностями приходится сталкиваться при работе с фестивальным и арт-контентом?
Я уже больше 12 лет возглавляю крупнейший в России фестиваль короткометражного кино «Арткино», который проходит в 55 городах России при поддержке Ассоциации владельцев кинотеатров, и могу ответственно сказать, что в нашей стране снимают классное короткометражное кино, которое по качеству и актуальности превосходит кино полнометражное. Мы сейчас подготовили для кинопроката Киноальманах №1 лучших фильмов фестиваля «Арткино». Фильмы вызывают живой отклик у зрителя, но бизнес из этого построить нелегко, потому что на рынке одни и те же правила игры и для отечественного короткометражного кино, и для голливудских блокбастеров с огромной рекламной поддержкой. Владельцам кинотеатров проще работать с разрекламированным контентом. К тому же на них давят дистрибьюторы-мейджоры, которые требуют поставить их фильмы суммарно на большее количество сеансов, чем есть в наличии.
У владельца или управляющего кинотеатра есть два варианта: показать фильм, который принесёт деньги без особых усилий, или показать фильм, для продвижения которого нужно провести определённую работу, чтобы привести аудиторию, которая будет ходить на такое кино. Да, это благодарная аудитория, но с ней нужно заниматься очень тщательно и с любовью. И в таких условиях всё держится на энтузиазме отдельных площадок.
Вы не можете спутать театр на Таганке и Ленком. Там разный репертуар, у каждого театра есть своё лицо, а кинотеатры зачастую выглядят как нечто усредненно-массовое, как фаст-фуд. Да и Голливуд престал снимать оригинальные истории, и на экранах идут почти одни франшизы. Понятно, что, вкладывая в кинопроекты большие деньги, они боятся рисковать. Поэтому творческие люди уходят на телевидение и платформы снимать сериалы, где больше творческой свободы и где есть экономическое стимулирование режиссёров от результатов проката.
Есть ли перспективы развития у этого направления?
Мне кажется, что художественный контент сильно недооценён. Существует иллюзия, которая есть в умах многих владельцев кинотеатров, что зрители в регионах на такие фильмы не пойдут, а только в столице или городах-миллионниках. А откуда возьмется интерес? «Спрос – предложение» работает не только в одностороннем порядке – если появилось предложение, то люди могут пойти и на ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ, и на ПЕРСОНУ Бергмана, и на МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ Линча. Такие фильмы не только смотрят, но и обсуждают в социальных сетях, делятся мнениями – и вокруг этого образуется большой информационный шлейф.
Не случайно появились такие успешные проекты как «КароАРТ», а компания «Дисней» взялась за прокат фильма «Земля кочевников». На практике стало понятно, что посещаемость на таких показах выше и стабильнее обычного коммерческого кино. Особенно это стало наглядно в период ограничений. Аудитория осталась верна своим художественным кинотеатрам.
В России это можно осуществить? И какой зарубежный опыт стоит перенять российской киноиндустрии?
В первую очередь нужно убрать из головы ограничивающие убеждения, что этот контент предназначен только для узкого круга лиц, и доверять своему зрителю, представить, что он совсем не глупый.
И второе – это стимулирование кинотеатров, ориентированных на такое кино. Во Франции половина кинозалов имеют официальный статус кинотеатров арткино. В это невозможно поверить, но это так. Только в Латинском квартале Парижа располагается 31 художественный кинотеатр, и все они прекрасно посещаются.
Вот несколько критериев, которые помогают французским залам получать дотацию за разнообразие кинорепертуара от Национального центра кинематографии (CNC) – показ кинонаследия, то есть классики мирового кино, фильмов для детей и юношества, экспериментальных фильмов, развивающих киноязык, короткометражных фильмов и др. Когда CNC запустило программу поддержки арткинотеатров во Франции, их было ненамного больше, чем у нас сейчас. Но с помощью экономического стимулирования стало выгодно показывать арткино, и их стало значительно больше – около 1100 кинотеатров и 2300 залов.
И я видел, как в Клермон-Ферране, а это совсем не Париж, на фестивале в течение 8 дней 10 кинотеатров с залами на тысячу мест заполнены битком на показах короткометражных фильмов как для детей, так и для взрослых.
Это говорит, с одной стороны, и о том, что людям это интересно, но это всегда связано с определенными системами поддержки. Тот же короткий метр во Франции поддерживается и на уровне регионов, и телевидением, и национальным центром кинематографии. И поэтому активно идут съемки, а потом эти фильмы расходятся по всему миру
То есть Французский опыт необходимо применить в России, чтобы в кинопоказе существовало это направление?
Конечно, необходимо, потому что есть соблазн показывать то, что приносит больше денег, просто в силу экономической эффективности. А как по-другому? Нужно заплатить аренду, коммунальные услуги, зарплату сотрудникам. А любой эксперимент с репертуаром – это риск.
В кинотеатре «Мир искусства» не так давно мы стали проводить ретроспективы советских режиссеров. Мы знали, что на Тарковского всегда придут. Остальных основательно подзабыли, и поэтому с первого раза не было особого интереса, мы поработали себе в убыток. Но поставили снова – и пришло уже больше людей, а после третьего раза – показы стали рентабельны. И тут нюанс в том, что люди не пробовали смотреть это кино на большом экране, не знали, что это такое. Дайте им «пробники», чтобы они могли оценить это кино на вкус, а потом им может и понравится.
У нас так родилась киношкола «Артерия кино» – когда молодые зрители смотрели хорошее кино, а потом стали спрашивать у нас – а как его снять? В ответ на такой запрос мы организовали киношколу. Сейчас один из моих первых учеников, которого мы воспитывали на Феллини, снял высокобюджетный фильм «Спутник», который из-за пандемии вышел не в кинотеатрах, а на платформе, но впервые занял первую строчку в американском iTunes.
Все зависит от людей, которые занимаются прокатом и показом таких фильмов – они, по сути дела, воспитывают всю эту прослойку новых деятелей кино. Назову для примера кинотеатр «Победа» в Новосибирске, в котором начинал знакомится с авторским кино Андрей Звягинцев. Очень много людей, которые работают в индустрии, воспитывались на том, что ходили на хорошие фильмы, в хорошем месте.
Очень интересный опыт был недавно у руководителя кинотеатра «Англетер» в Санкт-Петербурге Станислава Ершова, который провёл успешный эксперимент по показу дебютных фильмов питерских кинорежисёров, которые своими силами провели рекламную поддержку показов в соцсетях. И в итоге у него были полные залы на таких показах. Нужно пробовать, экспериментировать, рисковать – мир изменился, старые модели бизнеса вымирают.
Пока прокат арткино не превратился в систему. И наша первая встреча на слёте стимулировала нас на то, чтобы это всё двинулось вперёд и стало динамичнее развиваться.
И объединение поможет лоббировать интересы?
Конечно. Но если говорить о стимулировании кинотеатров со стороны государства, то я бы предложил выходить с идеями постепенно. Например, поддержать для начала безусловно интересный для государства показ фильмов для детей и юношества. По определению французов, они также являются арт-контентом, и прокат этих фильмов стимулируется экономически.
В нашем случае получается дурной замкнутый круг: семейные фильмы снимаются с маленькими бюджетами, из-за чего для прокатчиков они выглядят «несолидно», и их не ставят в кинопрокат. В итоге потраченные деньги не возвращаются, а где тогда взять средства на следующий проект?
Во Франции существует система автоматической поддержки кинопроизводства – после показа фильма в кинотеатре. Если фильм собрал деньги в кинотеатрах, то продюсер автоматически получит поддержку на следующий проект, только в силу того, что он продемонстрировал хороший результат. Есть экономическое стимулирование и для режиссёров.
Также, как мне кажется, существует неправильное мнение, что зритель запутается, если ему предложить слишком большой репертуарный выбор. Был в Москве кинотеатр «Соловей» с 22 залами – и никто не путался. Скорее, опасно ставить везде одно и то же, тогда зритель пресытится. Нужно показывать разножанровые картины, кинонаследие, арткино. И это понимают даже сети, которые отдают залы под авторское кино и креативный контент. Не случайно появился такой проект как «КароАРТ».
Видимо, поэтому UPI решили запустить повторный показ трилогии фильмов Властелин колец?
У нас повторным прокатом только начинают заниматься, хотя Европа уже давно это практикует и достаточно успешно. И некоторые восстановленные на Мосфильме отечественные фильмы с успехом показываются в кинотеатрах Парижа, а у нас до недавнего времени на большом экране их вообще невозможно было увидеть, потому что никто не видел в этом смысла. Показы классики собирают деньги и окупаются, в отличие от новых фильмов, которые достаточно часто перестают себя окупать. И что, в таком случае, выгоднее для бизнеса?
Но показывая старое – не нужно забывать про новое, которое не попадает в кинотеатры по разным причинам: это не фильм-аттракцион, у него нет сумасшедшей рекламы. Правильными экономическими рычагами эту ситуацию можно исправить. И поддержку нужно адресовать не только на производство или дистрибуцию, но и кинозалам, показывающим нестандартное кино.
Есть еще один момент – внести в программу модернизации кинопоказа и художественные кинотеатры без учёта количества жителей в городе. Да, людей в малых городах нужно обеспечить возможностью посещения кинотеатров, но также и жители крупных городов бывают лишены возможности увидеть кинонаследие, которое как раз и надо показывать на большом экране в идеальном качестве. И поддержка таких арт-залов даже в столицах, как Санкт-Петербург и Москва, было бы очень разумным решением для стимуляции разнообразия репертуара и возможности получения доступа к киношедеврам. Экономика артпространств редко позволяет самим это сделать.
Как вы считаете, необходим ли такой формат встреч в дальнейшем?
Безусловно. Очень плодотворный формат. Именно целевой, а не в рамках кинорынка. Высказывались идеи проведения следующего слёта в Ярославле и отдельного мероприятия в рамках АВК-шоу, которое состоится в начале июня в Сочи.
Я бы с удовольствием включил одно из мероприятий такого рода в программу деловой программы 13-го Всероссийского фестиваля «Арткино», который пройдёт в Москве с 24 сентября по 4 октября 2021 года. Все участники слёта согласились с тем, что встречи надо продолжать. Всё только начинается!
В ТЕМУ:
В ВОРОНЕЖЕ НАЧАЛСЯ СЛЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОТЕАТРОВ
АЛЕКСЕЙ БАЖИН («ИНОЕКИНО»): «ПОСЛЕ НАШИХ ФИЛЬМОВ ПОЧТИ ВСЕГДА В ЗАЛАХ ЗВУЧАТ АПЛОДИСМЕНТЫ»
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ О СЛЁТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОТЕАТРОВ: «ЭТО БЫЛА ОЧЕНЬ ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ВСТРЕЧА»
ФОНД КИНО ПОДДЕРЖИТ ПРОКАТ АВТОРСКОГО КИНО
Спасибо за это интервью!!!
Полезно, спасибо