Противостояние российских и зарубежных картин продолжается, и решающее слово окажется за зрителем. В свою очередь, специалисты, отвечающие за репертуарное планирование в кинотеатрах («букеры»), пытаются угадать настроение аудитории и выбрать те фильмы, которые приведут зрителя в кинозал. Руководитель отдела проката киносети «Премьер Зал» Андрей Колесниченко рассказал в интервью Cinemaplex о перспективах голливудского контента на российском рынке, поделился мнением о ключевых проблемах кинопоказа, а также дал небольшие советы для новых участников индустрии.
Какая из независимых прокатных компаний самая эффективная в выборе релизов? Чьи релизы чаще всего недооценивают другие букеры?
Самая эффективная та компания, которая больше всего приносит денег кинотеатрам (смеется). А если серьезно, то необходимо учитывать множество факторов, начиная от стоимости прав и других вложений, заканчивая организацией проката, продаж в онлайн и прочих издержек и сборов. Небольшой релиз также, как и крупный, для компании может оказаться как убыточным, так и невероятно успешным.
Поэтому кого-то конкретно выделять не стану, но предложил бы букерам, например, обращать внимание на быстрорастущие в финансовом плане компании, которые раньше были малозаметны, но сейчас начинают всё чаще показывать неплохие результаты по кассовым сборам. Это значит, что они на правильном пути.
Например, всем нам в этом году запомнилась своими сборами драма «Жанна Дюбарри» от «RWV», а также у компании неплохо в регионах собирают российские релизы. «Астралы» от «Кинологистики» ничем не уступают ужастикам от «Экспоненты», которую традиционно многие считают лидером этого жанра.
Новые компании, созданные представителями бывших мейджоров, итак всем знакомы, и работа с ними продолжается. Букеры могут недооценивать именно вышеперечисленные компании в силу их прежних невысоких сборов. Но времена меняются, и мы внимательно отслеживаем показатели всех прокатных компаний и делаем соответствующие выводы. А не слепо ставим только фильмы дистрибьюторов, с которыми привыкли «дружить».
Какие основные ошибки допускают представители кинотеатров в небольших городах при планировании репертуара?
Их главная ошибка в том, что они пытаются работать самостоятельно. Особенно, если кинотеатр малоизвестный и с небольшими сборами, то он, будем откровенны, никому из дистрибьюторов не интересен. Именно поэтому ему «загибают» условия. Таков рынок, и здесь нет ничего удивительного.
В целом у маленького кинотеатра меньше информации и возможностей, что мешает вести действительно плодотворную роспись, основываясь на многосторонней аналитике каждого проекта. Если же кинотеатр входит в большую киносеть, то ему доступны все льготные «плюшки» этой сети.
Ассоциация владельцев кинотеатров провела питчинг проектов в рамках АВК-шоу, прошедшего этим летом. Выбор пал на фильм «Дюббари». Ваша сеть принимала участие в продвижении и помощи проката фильма? Насколько эффективен такой подход в работе с релизами?
Да, наша киносеть также продвигала и прокатывала фильм. Довольно сложно оценить влияние именно такого подхода на конечные сборы фильма. Придерживаюсь мнения, что сама по себе реклама на местах в кинотеатрах принципиально малоэффективна. Если же задействована всероссийская информационная поддержка и PR продвижение релиза, то это действительно влияет на сборы.
В случае, если подобная поддержка отсутствует, и расчёт сделан исключительно на рекламу в кинотеатрах, то, боюсь, и сборов не будет. Увы, подобным образом прокатывается большинство фильмов и их кассовые сборы тому доказательство.
Часто встречающаяся тема у чиновников – кинотеатру просто нужно начать работать с аудиторией. Согласны с этим утверждением и какие шаги предпринимаете для продвижения релизов?
Если кинотеатр хочет зарабатывать больше, то, да, ему нужно начать работать с аудиторией, а не просто ждать хороших релизов, которые к нему приведет большая рекламная кампания от дистрибьютора. Даже хороший сервис в кинотеатре – это также, по сути, работа с аудиторией. Людям нравится там, где им хорошо, как бы очевидно это не звучало. Практически любому кинотеатру необходима, как минимум, внутренняя печатная реклама, плазмы с информацией о релизах и расписании. Также следует активно вести соцсети, сайты, проводить работу с различными учебными заведениями (например, школами), местными СМИ, проводить премьерные показы и так далее.
Как стало известно, с 2024 года планируется сокращение финансирования программы «Пушкинская карта». С момента её запуска в кинотеатрах сейчас наблюдается снижение интереса и доходов от программы или рост всё еще продолжается?
Всё со временем приедается. Например, я могу бесплатно ходить в кино хоть каждый день, но пользуюсь этим совсем не часто. Аналогичная ситуация и в случае с «Пушкинской картой». Вероятно, зритель просто «насмотрелся», и появились другие интересы и заботы, не говоря об особенной обстановке последних лет. Но это лишь предположение.
Уверен, что всё зависит от фильмов. Про «Пушкинскую карту» точно вспомнили, когда пошли на сказку «По щучьему велению». Также будет и в новогодние праздники.
Достаточно ли фильмов, которые идут по программе? Не стал ли отбор проектов жёстче?
Честно говоря, часто удивляюсь почему некоторые фильмы туда не попадают и, наоборот, зачем включают в программу некоторые релизы. Определенно стоит провести более тщательную работу над принципами отбора картин.
Что касается количества фильмов, то все самое нужное, востребованное и коммерческое кино включено в программу.
Роспись всё также остаётся гаданием на кофейной гуще или вами выработаны какие-то практические шаги?
Не знаю, как у других, но у нас роспись никогда не была гаданием на кофейной гуще. Кроме данных ЕАИС, мы также используем свою огромную базу со сборами фильмов в кинотеатрах по всей стране, которую ведём уже много лет. Это позволяет вести довольно эффективную роспись и строить точные прогнозы по сборам фильмов в отдельных кинотеатрах сети и по всей стране. Конечно же, свою роль играет личный многолетний опыт и большая насмотренность — более 15 лет занимаюсь букингом в киносети, тщательно анализируя фильмы.
Вы отметили в своём выступлении, что нужно брать фильм не для разнообразия, а для сборов. Как определить проект, который покажет лучший результат при схожих вводных (реклама, актёрский состав и т.д.)?
Если все вводные условных двух фильмов одинаковые, то надо брать оба. Если всё-таки нужно выделить один из них, то всегда можно найти различия. Но лучше брать оба, чтобы не ошибиться и заработать больше.
Поделитесь вашими критериями определения эффективности рекламной кампании фильма. Какая реклама работает лучше?
Мощный старт фильма, думаю, свидетельствует о хорошей прогретости и осведомленности зрителя рекламной кампанией. Если же старт был слабый, но получили неплохой длительный прокат, значит, скорее всего, работает сарафан, а не реклама. Если нет ни хорошего старта, ни проката, значит деньги на рекламу выброшены зря, как и на сам фильм. Отмечу лишь, что реклама на ТВ и в интернете имеет наибольший охват и эффективность.
Больная тема для букера в последние два года — как спасаетесь в летний период затишья?
Как всегда — работаем. Как я уже говорил в своем выступлении на ВКБ в Санкт-Петербурге, подобное мнение о летнем периоде — надуманные стереотипы. Никакого сезонного затишья не существует. Но бывает отсутствие хороших фильмов.
В этом году разве плохое лето было? Как минимум, поступали заявки от пришкольных летних лагерей, которые выравнивали уровень посещаемости по дням недели. Август вообще оказался шикарным благодаря сразу двум проектам – сказке «Баба Яга спасает мир» и мультфильму «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы».
Понятно, что нужно выпускать релизы не только на новогодние праздники. Какие можете дать советы продюсерам/прокатчикам о том, как выстроить работу в летний период?
В силу своих компетенций и опыта могу давать советы только букерам. Продюсерам и прокатчикам советы дать не могу, так как не был в их «шкуре» и не имею подобного опыта. Думаю, они и без меня всё прекрасно знают и понимают, и, надеюсь, всё делают наилучшим образом для всех сторон на рынке. Не хочется оказаться очередным «диванным экспертом», кричащим со своей колокольни. Но, как я уже отметил, не вижу проблем для работы в разные сезоны — были бы кассовые фильмы.
Востребованы ли киноклубы, организованные на базе кинотеатра? Какая доля сборов таких показов в общей кассе?
Увы, киноклубы слабо востребованы и доля их достаточно мала.
Блиц вопрос — самая эффективная площадка в вашей сети? В чём ее секрет?
Это коммерческая тайна! (смеётся) Классный качественный мультиплекс с отличным сервисом и в правильном месте – это «секрет» любого успешного кинотеатра.
Работаете ли с открывающимися новыми площадками по программе модернизации кинозалов от «Фонда кино» или за счёт средств нацпроекта «Культура»? На каких условиях? Какие сложности возникают при составлении репертуара?
Мы работаем с абсолютно любыми кинотеатрами от мала до велика, с любым режимом работы и в любой точке страны. Условия сотрудничества обсуждаются индивидуально, и всегда открыты для диалога. В целом никаких сложностей нет, все процессы отлажены.
Недавно у нас вышел материал о кассовых сборах параллельного проката за октябрь этого года. В вашем случае эта доля тоже составляет лишь 10%?
Доля разнится в зависимости от кинотеатра. В среднем она у нас получилась около 20%.
Распространенный вопрос на рынке – если зарубежные правообладатели вернутся – вы возобновите работу с ними? Или текущий альтернативный прокат выгоднее?
Не вижу проблем в возобновлении работы с вернувшимися правообладателями. А разве может быть иначе? Вряд ли кто-то захочет проблем на ровном месте с вернувшимися правообладателями внутри страны.
Текущий альтернативный прокат не дает тех сборов и рекламной поддержки для релизов, которые были при действующих мейджорах. Пока подобный прокат используется просто от безвыходности.
Учитывая тот факт, что сроки возвращения иностранных компаний остаются весьма размытыми, как вы считаете, необходима ли легализация параллельного проката и в каком формате?
Что касается возвращения, то я придерживаюсь мнения, что этого либо никогда не произойдет, либо не произойдет в ближайшие годы. Будем работать с тем, что у нас есть. Зритель постепенно начнет отвыкать и уже отвыкает от голливудских релизов, которые себя итак изживают бесконечной «франшизностью». А имеющиеся второстепенные иностранные фильмы плохо себя показывают в прокате, да и никогда хорошо не работали, по крайне мере в регионах. У них другая ментальность, они неинтересны российскому зрителю.
Со временем у нас станут больше и лучше снимать свой контент, приходя к опыту других стран, где основную кассу дает отечественное кино, и Голливуд им не особо нужен. Тем самым, необходимость в легализации данного контента отпадет сама собой. Естественно, это не произойдет в одночасье, но такое развитие событий в перспективе, думаю, имеет место быть.
Сборы как российских, так и голливудских релизов пока слишком нестабильные и далеки от идеала. Согласны ли с мнением, что российский прокат спасёт повышение стоимости билетов? Как это скажется на посещаемости?
Голливудские релизы не собирают в кинотеатральном прокате, потому что у них нет рекламы. Сборы российских релизов вполне укладываются в рамки наших прогнозов. Все зависит от качества контента и рекламных кампаний по его продвижению.
Если цена билетов будет расти плавно и не заметно, как общая инфляция, то проблем с посещаемостью не будет. Все же как-то постепенно привыкают к дорожающим товарам, но не перестают их покупать. Даже если совершить какие-либо «резкие движения», то в моменте посещаемость упадет, но потом все-равно восстановится.
Проблема и спасение кинопоказа точно не в ценах на билеты, а в контенте и привычках. Качественный и интересный контент и сформированные привычки людей ходить в кино – это залог успеха для кинотеатров. Нужно приучать людей в принципе ходить в кино, за хорошим фильмом, за какими-то другими ценностями и эмоциями. Возможно, кинотеатрам нужно подумывать о каких-либо трансформациях и дополнительных услугах для зрителей. Прийти и посмотреть кино на большом (а во многих мультиплексах они уже и не такие большие) экране — это изживающая себя модель. Зрителю нужно нечто большее.
В ТЕМУ:
СВЕТЛАНА МАКСИМЧЕНКО: «ПОКАЗЫВАТЬ ФИЛЬМЫ НУЖНО ИМЕННО В КИНОТЕАТРАХ»
ТОЛЬКО ЧЕТВЕРТЬ ЗРИТЕЛЕЙ ЧИТАЮТ НОВОСТИ КИНОТЕАТРОВ В СОЦСЕТЯХ
КАССОВЫЕ СБОРЫ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПРОКАТА ЗА ОКТЯБРЬ 2023 ГОДА
А у кого-нибудь еще получилось выйти в 20% с голливудскими релизами? Марвелы не в счёт, это провал
Чёт мне лень читать эту длинную простыню, но очень интересно!
Не вижу я ,чтобы российский контент стал лучше.Как всегда,почти всё проваливается.Выстреливает 2-3 релиза в год.Ничего не поменялось.При этом на голливудский контент как и раньше народ валит валом.
Вот тут «Их главная ошибка в том, что они пытаются работать самостоятельно…» не хватает маркировочки по новому закону)))