Представляем вашему вниманию замечательный аналитический отчет Марка Шиллера из агентства BOND/360 об основных тенденциях и жизненно важных изменениях рынка цифрового киномаркетинга.
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
За плечами у BOND Strategy & Influence – маркетинг и продвижение более 100 независимых релизов, и теперь специалисты компании решили проанализировать и сравнить показатели, составив отчет по актуальным тенденциям цифрового рынка. Речь, подчеркиваем, идет именно о продвижении в Интернете, и именно о независимых фильмах, создатели которых в большинстве случаев не обладают рекламными бюджетами, хотя бы отдаленно сопоставимыми с мейджорскими. Отчет будет постоянно обновляться, мы публикуем самую свежую версию.
ПРОДАЖИ
Прибыль от дистрибуции отдельных релизов на традиционных цифровых платформах стремительно падает, а на новых сервисах – растет.
Количество фильмов, “заливаемых” на популярные цифровые платформы вроде iTunes, Google Play и Amazon Instant Video растет каждый месяц, а значит, цикл продвижения отдельно взятой картины постоянно сокращается. Чем больше контента – тем меньше прибыли на фильм. Дистрибьюторы отвечают на это увеличением оборота, и в результате их прибыль всё равно растет, а вот независимый продюсер картины вряд ли может рассчитывать на что-то в таких конкурентных условиях.
Сегодня получают больше прибыли те картины, которые представлены и на традиционных платформах с их известностью и солидной базой пользователей, и на новых сервисах, предлагающих растущий набор инструментов продажи и аналитики, таких как VHX, Vimeo, Gumroad.
Игра на развитых и растущих цифровых рынках приводит к более высоким продажам в обоих сегментах, так как разные платформы ориентируются на разную аудиторию.
Нишевый контент – это новый мейнстрим. Насыщение рынка привело к тому, что хороших результатов достигают узконаправленные картины.
В то время как количество доступных для просмотра фильмов на популярных сервисах постоянно растет, зрители все чаще ищут контент, удовлетворяющий их личным жанровым предпочтениям. Достаточно взглянуть на топ-10 документальных фильмов в чартах iTunes, чтобы понять, что нишевый контент очень хорошо продается. А дистрибутируют его, как правило, не крупные компании, а маленькие. Подобные нишевые релизы зачастую настолько удачно встраиваются в заинтересованные онлайн-комьюнити, что переигрывают по цифровым продажам мейджорские релизы.
Методы работы международных сейлзов ведут к падению продаж и росту пиратства. Но глобальная экспансия крупных и малых цифровых платформ меняет систему международной дистрибуции.
До последнего времени продажа релизов на зарубежные территории осуществлялась сейлз-компаниями, которые собирали себе пакет и ехали с ними на международные рынки – Miptv, Film du Marche, EFM и другие. Это, безусловно, было экономически выгодно для агентов, но сегодня такой способ дистрибуции выглядит безнадежно устаревшим для отдельно взятых создателей фильма.
Проблема в том, что агенты практикуют авансовую модель продажи прав на фильм, из-за которой создатели почти никогда не получают полную компенсацию, а релиз картины на разных территориях растягивается на очень длительный период. Сегодня реальность такова, что большинство независимых американских картин не выходит почти нигде за пределами домашнего рынка.
До 40% аудитории, следящей за фильмом в социальных сетях, вероятнее всего, живет в странах, где этот фильм не выйдет в прокат вообще. Facebook глобален, он вызывает интерес к картине и у тех зрителей, которым придется ждать долгие месяцы до релиза. В итоге, желая посмотреть фильм на пике интереса и разговоров о нем, большинство вполне добропорядочных пользователей вынужденно прибегает к услугам пиратов.
Осознав это, гигант Netflix и его основные конкуренты стремятся к скорейшему проникновению на все перспективные территории и выпуску day-and-date релизов, то есть в день театральной премьеры. А платформы нового типа, как уже упомянутая VHX, организуют независимым производителям возможность напрямую продавать свой контент пользователям. Теперь киноманы из Эстонии, Литвы и Вьетнама, чьи рынки активно развиваются, могут оценить расхваленный американскими друзьями “маленький” фильм, не рыская на просторах торрент-трекеров.
МАРКЕТИНГ
Времена бесплатного продвижения независимых фильмов на Facebook закончились. Но если у вас есть бюджет, то социальная сеть – по-прежнему то место, где можно потратить их эффективнее всего.
Раньше достаточно было просто уделять время странице своего фильма на Facebook, и если вы регулярно заманивали аудиторию занятным контентом, то поддержка вашей картины в социальной сети органично росла. В какой-то момент независимые продюсеры даже сошлись на том, что Facebook – наиболее эффективный и экономичный инструмент продвижения.
Но эти времена прошли и уже не вернутся. Сегодня менее 16% публикуемого на странице Facebook контента доходит до ваших подписчиков. Перед первичным размещением на бирже администрация социальной сети дала обещание полностью перекроить свои механизмы под потенциальных рекламодателей. Сейчас реклама на Facebook стала регулярной статьей расходов маркетинговых ведомств больших богатых компаний.
Если вы видите страничку независимого фильма с большим количеством подписчиков, будьте уверены – создателям пришлось раскошелиться. В то же время предоставляемые Facebook инструменты таргетирования и аналитики становятся лучше месяц от месяца, позволяя при умной игре достигать действительно мощных результатов.
Сегодня лучше всего продвигают продукт в социальных медиа дизайнеры. Поэтому ценность Instagram для продвижения независимых фильмов активно растет.
Теперь обновлять статусы, выкладывать фото и постить интересные ссылки уже недостаточно для успешной smm-кампании. Захватить аудиторию можно только путем создания уникального визуального контента, который зацепит пользователя и вызовет желание его перепостить. Наиболее лояльные и мощные сообщества поклонников формируются вокруг картинок, а не текста. Поэтому в почете такие сервисы, как Instagram, Pinterest и Vine. Для тех, кто не располагает существенным бюджетом для продвижения, они стали настоящим “новым Facebook”.
Главная ценность фандрайзинговых платформ не в сборе средств, а в построении сообщества поклонников. Kickstarter и Indiegogo заменили Facebook в том, что касается создания мощной фан-базы вокруг проекта.
Когда человек вкладывает в ваш проект жалкий $1, он все равно начинает к нему совершенно по-другому относиться – теперь он “внутри”, а не “снаружи”. Такого рода поклонники-инвесторы – самые важные и лояльные для любого производителя. Если правильно использовать возможности этих платформ, то польза будет несоизмеримо выше простого финансирования.
Пресса больше не продает билеты. Сегодня ты можешь иметь самые лучшие отзывы и материалы о своем фильме в мире, но они абсолютно ничего не стоят, если людям не хочется делиться ими в социальных сетях.
При ограниченном рекламном бюджете кинопроизводители всегда предпочитали отдавать большую его часть проверенным PR-фирмам, которые, продвигая картину в прессе, частенько гарантировали мощные открывающие уикенды. Но это уже устаревшая тактика. Да, PR-агенты, опирающиеся на традиционную прессу, до сих пор способны “разнести весть” о картине. Но сегодня реальным влиянием обладают уже не крупные площадки традиционного формата, а новые медиа – Buzzfeed, Upworthy и так далее.
Для того, чтобы реально влиять на продажи, PR-агентства должны уделять больше внимания работе не с рубриками “досуг” и “культура”, а с целыми когортами совершенно новых медиа, ориентированных на пользователей социальных сетей.
Источник: Medium.com
В ТЕМУ
К 2017 ГОДУ РЫНОК ЦИФРОВОГО ВИДЕО ОБГОНИТ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ БОКС-ОФИС
DISNEY ПРИОБРЕЛ ГРУППУ YOUTUBE-КАНАЛОВ ЗА $500 МЛН — КТО БУДЕТ СЛЕДУЮЩИМ?
КИНОРЫНОК: РЕПОРТАЖ С КОНФЕРЕНЦИИ “NEW MEDIA КАК АЛЬТЕРНАТИВА КИНОТЕАТРАЛЬНОМУ ПОКАЗУ
КРУГЛЫЙ СТОЛ НА КИНОРЫНКЕ: «ЛУЧШИЙ МАРКЕТИНГ ДЛЯ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ…»