МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ О ПЕРСПЕКТИВАХ КИНОИНДУСТРИИ В РОССИИ

  • Post author:
  • Запись опубликована:17 июня 2022

Экономика российского кино строится на семейных просмотрах, а потому сейчас необходимо вкладываться в его создание, заявила министр культуры РФ Ольга Любимова в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

В первую очередь нужно вкладываться в производство, в первую очередь нужно создавать тот контент, на который пойдет зритель массово, на который захочется прийти. Экономика наших кинотеатров строится все равно на семейных наших просмотрах, 3 млрд зарабатывает та картина, на которую пришли всей семьей, когда интересно будет и бабушкам, и дедушкам, и маленьким, и большим, – сказала она.

Министр отметила важность создания отечественных картин.

Сейчас самое главное – сфокусироваться на собственном репертуаре и как следует его поддерживать. И, конечно, самое главное — это экспертиза, чтобы это были качественные и классно сделанные картины, – добавила она.

Продюсер киностудии HHG из Санкт-Петербурга Владислав Пастернак считает, что основная угроза для киноотрасли – это катастрофическое падение выручки кинотеатров.

Сейчас для российского фильма нет никаких проблем с тем, чтобы встать в кинотеатр. Но сборы у нашего кино все равно не очень большие. Русское кино не начало собирать огромные кассы, спрос не вырос. Оказалось, что это не равноценная замена. Да, есть фильмы, которые собирают 150 млн рублей и выше. Но большинство фильмов собирают плохо. При этом голливудские компании прокатывали и российские фильмы и у них это получалось хорошо. Sony Pictures, Fox, Disney регулярно брались за прокат русского кино. Отсутствие Голливуда в прокате является очевидным злом для индустрии. Оно убивает кинотеатры и сужает пространство для проката русского кино. Это главная проблема, – рассуждает Пастернак. 

В условиях, когда власти поддерживают кинопроизводство, но не поддерживают кинотеатры, может сложиться парадоксальная ситуация: фильмов через год-два действительно станет больше, но показывать их будет негде.

Выделяются гигантские деньги на производство кино, даже добавили еще 5 млрд рублей, но кинотеатры лишились четырех пятых дохода, а снижения затрат нет ни по какой статье. Почему государство в первую очередь не помогло кинотеатрам, а помогает продюсерам, у которых и так все хорошо, они пилят бюджеты, снимают чудовищное кино, не востребованные в прокате, – не понятно. Да, по-прежнему работают онлайн платформы. Но за каждой платформой стоит корпорация «Окко» — это Сбер, «Кинопоиск» — это Яндекс, и у них тоже свои проблемы. Вопрос, как долго это все просуществует, и как долго сохранятся их бюджеты на развитие? Думаю, будет очищение рынка от лишних игроков, и платформ, и продюсеров, которые делали невостребованное кино, – говорит Владислав Пастернак.

Режиссер Олег Штром согласен, что нынешняя ситуация является кризисом для отрасли, но возможностей он видит больше, чем негативных эффектов.

Кинопроизводство сейчас в другом состоянии, большое количество кадров было воспитано сериалами, онлайн платформами, и картин в последнее время производилось довольно много. Проблема была только в том, что все прокатные сети принадлежат людям, которые не хотели производить что-то российское. А просто размещали американский контент. У них была очередь, все было расписано на годы вперед, и воткнуться с российской картиной было сложно, даже если картина неплохая. Многие ленты, выпущенные за последние 10 лет, достойны, но мировые компании забивали все своим контентом.

Конечно, к российскому кинематографу было подорвано доверие со стороны крупного бизнеса и зрителей. Многие мои коллеги аферистично себя вели, крупные проекты, на которые ставили, оказались не такими выверенными. Обманутые зрительские ожидания привели к тому, что инвесторы потеряли деньги, окупаемость российских картин низкая. За 20 лет успешными были, может быть, 20 картин. Иногда это фильмы, которые стоили совсем недорого и принесли в 7-8 раз больше, чем вложено. Но таких примеров не много. А провалов больше. Американский опыт говорит, что если картина запускается, если в нее вкладываются деньги, то она начинает рекламироваться еще на стадии съемок. А у нас зачастую картина сделана и все ходят по прокатчикам: возьмите ее, пожалуйста. Сейчас перспективы, на мой взгляд, хорошие, но надо совместить усилия прокатчиков и производителей, – считает он. 

Переводчик, блогер Дмитрий Пучков считает, что у киноотрасли были проблемы и до массового отказа американских студий от выпуска в российский прокат своих фильмов. Эксперт отмечает падение интереса зрителей в том числе и к западному контенту.

Как ни крути, в кино никого главнее американцев нет. Кинотеатры все встали, еле пережили пандемию, а теперь и такое. Кинотеатры с этим справиться не могут. И, думаю, что российское кино, не сможет восполнить потерю голливудского. У нас люди кино снимают не для того, чтобы заработать деньги. А американское кино снимают именно для денег. У нас люди зарабатывают, пока кино снимают, прокатная судьба творцов не интересует. Картины используют как место для самореализации. В результате получаются фильмы, которые денег не собирают принципиально. У нас успех — это единичные случаи вроде «Движения вверх». А какие-нибудь «Иваны Денисовичи», на которые тратятся сотни миллионов государственных денег, не способны даже отбиться, не говоря про то, чтобы заработать. Поскольку задача не стоит зарабатывать деньги, кино у нас снимают за госсчет. Задача освоить средства, и получается кино, которое не смотрят. Зачем так делать – для меня загадка, – поделился своим мнением Пучков. 

Еще одним неочевидным ударом по киноотрасли слали ограничения, введенные как социальными сетями, так и в отношении них.

Закрыты сайты и соцсети, запрещена реклама на Youtube. Для рекламы кино осталось только телевидение, что дорого, и «Вконтакте» которая работает не так, как надо, так как там много своего контента, и это не лучшая площадка для рекламы фильмов. Мы сейчас почти не видим рекламу кинофильмов и есть ощущение, что информационное пространство обеднело, но ленты выходят, – говорит Владислав Пастернак.

Владислав Пастернак из киностудии HHG считает, что выправить кризисную ситуацию в Российском кинематографе можно не только с помощью экономических стимулов, но и с помощью творческой свободы.

В России в последние два года было произведено много блокбастеров, им еще предстоит пойти в прокат это «Нюрберг» Лебедева, «Воланд» по «Мастеру и Маргарите», «Сердце Пармы», «Мы» по Замятину и целый ряд потенциальных хитов. С осени они начнут выходить. Эти фильмы мало чем уступают Голливуду. Думаю, наше кино могло бы выйти на уровень южнокорейского в отсутствии мощной конкуренции со стороны Голливуда. Но для этого нужно, чтобы не было ни цензуры, ни самоцензуры. При цензуре нельзя сделать крепкое жесткое современное кино, которое соответствовало бы хотя бы уровню Южной Кореи. Чтобы поддержать кино экономически, можно взять опыт США и освободить все инвестиции от налогов. И не важно, куда вкладывают, в показ или производство. Это один из самых рискованных бизнесов, и инвестиции следовало бы освободить. Да это приведет к какому-то количеству мухлежа. Но не так много денег будет отмыто, как сделано хороших фильмов, а количество рано или поздно перерастает в качество, – размышляет он. 

Олег Штром полагает, что без господдержки киноотрасль не сможет воспользоваться возможностями, которые дает кризис, но ключевую роль должны играть прокатные компании. Они должны сами вкладывать в создание кино и его рекламу, тогда они будут заинтересованы в качестве фильмов.

Нужна система госпроката, чтобы были всероссийские премьеры и поддержка в рекламе. Люди отвернулись от российского кино, потому что боятся, что придут на что-то не очень хорошее. А качественные фильмы достигают зрителей уже в интернете. После этого какой смысл идти в кинотеатр? Первичная реклама, подогрев интереса важен. Рекламный бюджет не должен быть 5-7 процентов от производственного, как сейчас. Прокатчики все это время ровно сидели на одно месте, потому что с контентом было все в порядке. Зачем напрягаться, если сразу приходит картина с рекламным бюджетом, с афишами, постерами, роликами. Теперь все наоборот. Ребята, надо подумать, что сделать, чтобы фильмы выходили в прокат и зарабатывали. Я уже вижу первые перемены. Например, мне начали звонить прокатные кампании. Хотя я от этого далек и занимался только производством. А сейчас сами прокатчики выходят и говорят: давайте мы у вас возьмем вот это и вот это. От коллег знаю, что сейчас ко многим проектам, произведенным год-два-три назад, и у которых были сложные варианты оказаться в прокате, появляется интерес со стороны прокатчиков. И это положительная тенденция, – считает режиссёр. 

Что же касается жанрового разнообразия, представляемого в отечественных кинотеатрах, то Владислав Пастернак согласен с тем, что студии и зрители будут больше обращать внимание на легкие фильмы.

Запрос на патриотическое кино идет от государства, но по кассовым сборам мы видим, что людям это не очень надо, эта тема доступна бесплатно по ТВ и за деньги смотреть в кинотеатрах люди не хотят, – говорит эксперт.

Олег Штром считает, что российское кино ждут перемены в смысловом плане.

Сейчас будет больше по настоящему художественного кино, в котором будут ограничения, но они всю жизнь давали возможность говорить другим языком, те проекты, которые будоражили и хайповали, окажутся на свалке истории, а настоящее искусство прорвется и будет предметом изучения, – говорит режиссер, – все лучшее из советского кинематографа никуда не делось, это смотрят и дети, и подростки, – придерживается мнения режиссёр. 

Дмитрий Пучков также полагает, что интереса к патриотической пропаганде не будет, людям нужны комедии.

Люди в кино ходят за удовольствием. Все это известно с начала 20 века, когда в США была великая депрессия, тогда же Голливуд начал снимать бодрые комедии или фильмы с «хеппи эндом. Человек, которого достали жизненные трудности, идет в кино для того, чтобы забыться и посмотреть что-то хорошее, что создаст ему настроение, – говорит переводчик.

Источник: ТАСС, Новые известия, РИА-Новости

В ТЕМУ: 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РАССКАЗАЛИ О ТОМ, ЧТО СПАСЁТ РОССИЙСКУЮ КИНОИНДУСТРИЮ

КИНОТЕАТРЫ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО НА БУДУЩУЮ МОЩЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА

ЕЛЕНА ЯМПОЛЬСКАЯ ПРИЗЫВАЕТ РАЗВИВАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ КИНОСЕТЬ

ВАДИМ ВЕРЕЩАГИН: “ЗРИТЕЛЬ В КИНОТЕАТРАХ ЕСТЬ, И ОН ХОЧЕТ СМОТРЕТЬ БОЛЬШОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ЗРИТЕЛЬСКОЕ КИНО”

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОЛЛИВУДА НУЖНО ОГРАНИЧИТЬ

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ БУДЕТ СПАСАТЬ КИНОТЕАТРЫ

Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Лара
Лара

Минкультуры сложно собрать расширенный круглый стол без вот того «ах нам плохо не говорить», и продумать план работы. Послушала сегодня панель Олега Иванова. Якуты назвали три составляющих успешной работы в Республике. Первая – взаимодействие с кинотеатрами и их поддержка. Берите успешную модель, изучите и тиражируйте. Разговаривайте с людьми нормально. Вам же лучше будет. У вас подскочат kpi. Кинотеатры беспокоятся за кинопрокат больше, чем кто-либо, а сделать из них врагов – это только пойти в угоду «недружественным странам». Как сказал мой коллега вчера, это ж надо умудриться гнобить самую лояльную и креативную часть интеллектуального бизнеса.

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Лара

Умные мысли есть у всех троих, но наиболее точен Влад. Осталось только донести их до властей и чем быстрее, тем лучше. Потому что к сентябрю без господдержки частных кинотеатров в стране останется всего 1 500 площадок, в лучшем случае, из которых 950 гос и фондовые, а к январю 2023 года – не более 500 только гос и фондовых. Наши стриминги также “вымрут”, кроме 1-2, к началу 2023 года… Да здравствует кинопроизводство без зрителей!

Лара
Лара

Но что можно сказать – сегодня общались с производственниками кружка Боглаева. У них то же самое. Внизу не хотят даже вникать, а вдруг министр или вице-министр не то поймёт. Они говорят, встречаются, делают онлайн встречи.

Александр
Александр

Пока кинотеатры будут частным бизнесом,а производство-государственным,не будет нормального проката.В кино должны вкладываться частные инвесторы,чтобы заработать.У государства вообще другая цель -заполнить зияющие дыры деньгами и фильмами.А инвесторы очень редко вкладываются в кино.Дело дорогое,рисковать никто не хочет,есть другие активы..Вот поэтому кинотеатры без американских фильмов заглохнут.Правильно Пучков написал…