ОЛЕГ БЕРЕЗИН: “ИЗ КРАСИВОЙ ИДЕИ АВК ПРЕВРАТИЛАСЬ В ДЕЙСТВЕННЫЙ РАБОЧИЙ МЕХАНИЗМ”

  • Post author:
  • Запись опубликована:6 апреля 2021

Запускаем цикл статей, представляющих собой одно большое интервью с председателем Ассоциации владельцев кинотеатров Олегом Березиным. В первой части мы обсудили изменения, произошедшие в Ассоциации и её докарантинных наработках, а также подвели итоги работы АВК с марта 2020 года по сегодняшний день. В том числе узнали что из себя представляет недавно созданный кинокомитет. 

Прошёл год с закрытия кинотеатров в марте 2020 года. Какие значительные изменения, по Вашему мнению, произошли за это время в российской киноиндустрии? Сказались ли эти изменения на структуре и работе Ассоциации владельцев кинотеатров?

Несмотря на тот факт, что я не являлся сторонником создания ассоциации как юридического субъекта и выступал за неформальное общение предпринимателей, за период пандемии и истории с карантином я лишний раз убедился, что если бы этой ассоциации не было, то её надо было бы срочно придумать. Потому что так получилось, что с первых дней карантина мы стали очень активно работать и взаимодействовать с органами власти, с прессой и со всеми вокруг. Так что я благодарен всем тем единомышленникам, которые в 2017 году инициировали официальное оформление нашего «клуба по интересам» в Ассоциацию.

И говоря о деятельности Ассоциации важно еще отметить, что вокруг нас сложился большой круг общения – то что мы называем АВК+. Это еще одна неформальная площадка, где участвуют и кинотеатры, и владельцы, которые формально не входят в АВК. В целом, Ассоциация стала действительно консолидирующим кинотеатральное сообщество форматом.

Думаю, что историкам будет сложно переоценить значение нашей Ассоциации для российского кинорынка в 2020 году.

А в самой ассоциации произошли какие-то изменения?

Когда в марте 2020 года начали закрывать кинотеатры регион за регионом, то внутри Ассоциации сразу образовалась очень активная коммуникация по сложившейся ситуации, начался обмен опытом и мнениями, решениями и даже документами, не только официальными, но и внутренними – то есть сразу начали решаться насущные проблемы. И было важно то, что благодаря такой коммуникации каждый член Ассоциации не остался один на один со своей бедой, и взаимная поддержка вселяла уверенность «что ты не один».

Например, в нашем общем чате очень строгие правила – запрещено отклоняться от темы, делиться смешными видео и т.д. – за этим строго следит комитет по этике. Но во время карантина было принято решение снять эти ограничения, чтобы все смогли общаться неформально, делиться своими мыслями с единомышленниками, у которых есть общая беда, общая проблема, и получить помощь, содействие или хотя бы сочувствие. И эта взаимная поддержка, эта неформальная часть общения, как оказалось, были очень важны именно в тот момент – можно сказать, что к лету 2020 года внутри ассоциации возникли качественно новые тёплые «ламповые» отношения между членами Ассоциации.

Возвращаясь к вопросу про АВК и её роли в истории 2020 года. Мы активно включились в диалог с государством, с новым руководством Минкультуры РФ, с другими министерствами и ведомствами на всех уровнях – в итоге нас начали слышать и, что очень важно, нас начали слушать. Сейчас во всех взаимодействиях с окружающим миром мы видим, что нас воспринимают не просто как какое-то формальное объединение, но как активное деловое сообщество, которое вносит конструктивные адекватные предложения, и понимает текущую обстановку. И если сравнивать с прошлыми периодами – то в целом произошло взросление Ассоциации. Из красивой идеи она превратилась в действенный рабочий механизм.

Что касается изменений в отечественной индустрии в целом, то на мой взгляд стало гораздо больше конструктива в отношениях между всеми сторонами рынка. Если до этого жили как на Диком Западе, когда каждый сам за себя, то сегодня все учатся слышать и слушать друг друга, и конструктивно взаимодействовать. Мне кажется, это самый важный результат прошедшего года.

К слову о конструктивных взаимодействиях – произошли ли какие-то изменения в докарантинных наработках Ассоциации: субтитрирование, тифлокомментирование, «закон о котлетах», БСО и так далее?

Конечно, работа продолжается. Очевидно, что какие-то активности были временно приостановлены по понятным причинам.

Министерство юстиции вернуло приказ по тифлокомментированию по небольшим формальным причинам. Например, в приказе упоминается понятие вечерних сеансов, в то время, как оно не определено законодательством, и его нельзя использовать в тексте приказа. Поэтому были внесены правки с указанием четких временных рамок. Т.е. такие помарки, которые нужно просто переформулировать. Все коррективы были оперативно внесены сотрудниками Минкультуры, и сейчас ожидаем подписания у Минюста.

В области правил киновидеообслуживания, в разработке которых Ассоциация принимала самое активное участие, история продолжается. Посмотрим, как проект пройдёт регуляцию и какие получит комментарии. Пока идет интенсивная дискуссия с Роспотребнадзором – в части законодательства о защите прав потребителей. Пассаж про еду опять вызывает «икоту» у чиновников РПН, они пока даже не понимают, что мы говорим не о запрете проноса еды, приобретенной за пределами кинотеатра, а о праве кинотеатра запрещать пронос в зал сильнопахнущей еды, в шуршащей либо ненадёжной упаковке. Пытаемся отстоять нашу позицию.

Сегодня мы все стали немного мудрее и понимаем, чего невозможно избежать, а что можно минимизировать. Поэтому проекты документов, которые мы пишем, уже не выглядят так наивно.

Продолжается движение и по теме РАО, хоть и стало понятно, что одним махом шашки этот вопрос не решить. Мы предприняли различные варианты и подходы, и за это время наша позиция сформулировалась более чётко. Разумеется, что мы пока не можем изменить Гражданский Кодекс и снять с кинотеатров обязанность платить авторское отчисление композиторам. Но стало очевидно, что ситуация вокруг этого налога должна регулироваться нормативным документом Правительства РФ. И благодаря нашей активности всё большему количеству людей это становится понятно.

Конечно, не стоит исключать вариант, что появление такого документа может даже ухудшить положение кинотеатров. Но по крайней мере это уже будет документ, который можно оспаривать. Ведь сейчас проблема в том, что в отсутствии нормативного документа очень сложно что-либо оспаривать.

Потребовала много времени и взаимодействий с Минкультуры разработка приказа по Бланкам строгой отчетности (БСО). Сейчас он уже отправлен на публичное рассмотрение. Благодаря этому документу кинотеатр сможет печатать нормальные билеты на кассовой ленте и без использования «контролек» в том случае, если билет продается онлайн. Т.е. получились достаточно универсальные правила, что можно продавать билеты по старинке или всё перевести в цифровую форму и печатать, при определенных технических ухищрениях, на одном чеке.

На сегодняшний день через рабочую группу «Дистрибьюторы» у нас простроено взаимодействие со всеми дистрибьюторскими компаниями. И надо отдать им должное, что среди них не осталось никого, кто не готов с нами общаться. Тот или иной формат общения построен со всеми благодаря идее периодически встречаться с руководителями дистрибьюторов-мейджоров, что очень сильно повлияло на взаимоотношения – они стали более продуктивными и появилось взаимопонимание между сторонами. И за редким исключением, сегодня уже нет таких вопиющих историй по букингу как раньше. Понятно, что до сих пор остаются некоторые сложные моменты и по форматам, и по штрафам, и по минимальным гарантиям – но, во-первых, это касается далеко не всех компаний, а во-вторых, уже видно сближение позиций.

Это смогло произойти и благодаря тому, что очень вовремя поменялось руководство Министерство культуры. Команда, которая теперь с нами работает, на мой взгляд, очень конструктивна, и по крайней мере мы еще ни разу не столкнулись с непринятием каких-то мыслей и идей. Отмечу, например, тот факт, что сегодня Министерство культуры не занимается пресловутой раздвижкой дат.

Как я понимаю, эти изменения позволили создать кинокомитет, который будет заниматься проблемами, связанными с кинопрокатом. Расскажите подробнее про эту структуру и её цели?

Министерство культуры предложило дистрибьюторам, продюсерам и кинотеатрам попробовать самим между собой договориться о неких правилах работы на рынке, чтобы этот свод правил устраивал рынок. Естественно, в том числе должны учитываться интересы государства, тогда Министерство культуры будет готово принимать во внимание получившиеся результаты.

Ещё раз отмечу важный момент, что задача кинокомитета именно разработка правил. Он не будет заниматься спорными ситуациями, раздвижкой релизов и прочими проблемами. Скорее всего, это будет работа другого органа – экспертного совета, предусмотренного Правилами выдачи прокатных удостоверений. И именно он будет руководствоваться правилами, которые разработает кинокомитет.

Как только эти правила будут сформулированы, то роль кинокомитета на этом закончится, и он будет распущен.

Какую роль в нём играет АВК, и вы в частности?

В кинокомитете всего шесть человек: 2 от кинотеатров, 2 от продюсеров и 2 от дистрибьюторов. Я там выполняю чисто техническую роль: назначаю совещания в Zoom и фиксирую всё, что было сказано. Можно сказать, выполняю роль ответственного секретаря, не более того. Я не участвую в голосовании, не участвую в дискуссиях и не высказываю своего мнения, для этого у нас есть представители всех трёх сторон. Мое дело – поддерживать этот процесс и тормошить всех, чтобы работа продолжалась.

Продолжение следует…

В ТЕМУ:

КИНОТЕАТРАМ ХОТЯТ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОГРАНИЧИТЬ ВХОД СО СВОЕЙ ЕДОЙ И НАПИТКАМИ

РЕШЕНИЕМ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ КИНОПРОКАТА ЗАЙМЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

ПРОТИВОСТОЯНИЕ РАО И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КИНОТЕАТРОВ

ГОСДУМА НЕ СТАНЕТ ОГРАНИЧИВАТЬ РЕКЛАМУ В КИНОТЕАТРАХ

КИНОТЕАТРЫ ПОЛУЧАТ 2,1 МЛРД РУБЛЕЙ СУБСИДИЙ

Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Татьяна
Татьяна

Я на другой планете? То есть проблема с форматами это теперь только у меня?

Олег Б.
Олег Б.

Татьяна, 8-й абзац снизу: “Понятно, что до сих пор остаются некоторые сложные моменты и по форматам, и по штрафам, и по минимальным гарантиям — но, во-первых, это касается далеко не всех компаний, а во-вторых, уже видно сближение позиций.”
Так что не только у Вас!

Людмила
Людмила

На кинорынке в основном сети, независимых нет, стенда АВК нет. Как нет и интересной программы по проблемам кинотеатров, поэтому АВК и не выставилось?

Вадим
Вадим
Ответить на  Людмила

Людмила, достаточно независимых. Просто не все всех знают.) Сегодня было 2 интересных мероприятия по проблемам кинотеатров. Про онлайн/офлайн первое, и про общепит от Техники+ второе. Чем ни интересные программы по проблемам кинотеатров?) Презентация Сони опять же. Очень живенько. А Показ Кролика Питера 2 – вообще кстати, прекрасное кино!

Михаил
Михаил
Ответить на  Вадим

До этого узнавались-)) фильм показали, да, Техника не впечатлила, по онлайну не понял, в чем смысл – все будет хорошо? Как они поддержали кинотеатры в пандемию, рассказывать здесь бессмысленно. Нам не хватило стендов и общения, Березинского острого взгляда. Мы поехали на Волка. Там Бузова

Владимир
Владимир

После того как выкинули из списка субсидий ип и организации с текущими налогами, как АВК защитила своих не получивших субсидии членов? Скинулось по 10%?

Вера
Вера

Что за закон о котлетах?

Cinemaplex
Cinemaplex
Ответить на  Вера

Вера, в статье по ссылке есть информация по этому закону – https://cinemaplex.ru/2021/03/21/kinoteatram-hotyat-dat-vozmonost-ogranichit-vhod-so-svoej-edoj-i-napitkami.html

Михаил
Михаил

Я поддержу по форматам. Что Авк делает рынок не знает, по статьям в сми поддерживает открыто сети и решает их проблемы. В 18 году это была организация независимых, сейчас сетей. Если это даже так то в чем плюс теперь членства независимых

Елена
Елена

Спасибо за такую интересную подборку тем. Березину спасибо- АВК стала закрытой организацией, поэтому такое общение лучше, чем никакое-)) хотя смотрю что и здесь на вопросы в комментариях Авк не отвечает. Про индустриальный комитет – да, Букер Мизин и Карина круче некуда. В Авк же есть Хажинская