Параллельный прокат кинофильмов в России без согласия их правообладателей противоречит международным договорам РФ в сфере интеллектуальной собственности, сообщило Минкультуры. Ранее депутат Госдумы Султан Хамзаев обратился в Минкультуры с просьбой разрешить показ в российских кинотеатрах западных фильмов без согласования с их правообладателями, предложив им завести в РФ счета для последующего получения процента с показа.
Предложения, направленные на легализацию использования аудиовизуальных произведений без согласия правообладателей, противоречат положениям международных договоров Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности, – указывает Минкультуры.
К таким договорам, в частности, относится Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений и соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), добавляется в ответе на запрос.
Как отмечает министерство, интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. В связи с этим, отмечается в ответе депутату, дополнение перечня товаров, в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав, аудиовизуальными произведениями “не представляется возможным”.
Сам Хамзаев отметил, что позиция Минкультуры понятна, а инициатива заключалась в том, чтобы поддержать кинотеатры в России “до значительного наращивания производства отечественного кино”.
Но даже в этих условиях, когда Запад в одностороннем порядке вводит всевозможные санкции, министерство апеллирует строго нормативными правилами, с предложением иных мер поддержки кинотеатров, – резюмировал он.
На прошлой неделе, в рамках научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность как базовое условие обеспечения технологического суверенитета России», проведенной Роспатентом, прошел круглый стол «Зарубежное патентование: тенденции, проблемы и перспективы в условиях санкций». Основной доклад подготовил Алексей Робин, заместитель председателя Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ. Выступление было посвящено теме сохранения интеллектуального права западных компаний, а также особенностях «серого импорта» в период санкций.
Он отметил, что перед предпринимателями иногда встает крайне острый вопрос: либо менять все закупленное за рубежом оборудование, либо каким-то образом произвести одну из его деталей, что фактически не позволяет сделать патент. При этом, заметил специалист, до сих пор находится ряд экспертов, которые считают, что интеллектуальная собственность — это «священная корова», трогать которую нельзя.
Я напомню, что фактически государство обязано обеспечивать не только защиту интеллектуальной собственности, но и право своих граждан на доступ к искусству, к промышленным образцам, а также пользоваться благами научного прогресса. Но сейчас эта ситуация меняется постоянно. Например, доступ к благам был ограничен во время пандемии коронавируса. И именно это значит, что интеллектуальная собственность не является более в полной мере чем-то неприкосновенным, — констатировал он.
По словам Алексея Робина, на данный момент существует несколько вариантов решения данного вопроса.
Первый, являющийся самым радикальным, уже применялся на территории РФ. Его суть — отказать всем недружественным странам в признании за ними исключительного права. Резонансный пример — 2 марта Арбитражный суд Кировской области принял решение полностью отказать Entertainment One UK Ltd. в иске к индивидуальному предпринимателю Ивану Кожевникову. Основанием для этого стало то, что истец — резидент страны, которую признали недружественной по отношению к России. Entertainment One UK Ltd. — правообладатель популярного мультсериала «Свинка Пеппа» и связанных с ним брендов и образов. Британская компания хотела взыскать с Кожевникова по 20 000 рублей за использованные им образы Свинки Пеппы и Папы Свина, а также судебные расходы. Однако чуть позже апелляционная инстанция это решение не поддержала.
Второй путь — обращение компании в суд за выдачей правообладателем принудительной лицензией. Но, как подчеркнул Алексей Робин, подобный путь также таит в себе множество подводных камней, начиная с длительного судопроизводства и заканчивая сложностью определения стоимости лицензии.
Как уже отметили выше, в случае кинопроката пока министерство культуры заняло охранительную позицию авторских прав «недружественных» стран.
Источник: РИА-Новости, Эксперт
В ТЕМУ:
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНА О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИНУДИТЕЛЬНО ЛИЦЕНЗИРОВАТЬ ЗАРУБЕЖНЫЙ КОНТЕНТ
АССОЦИАЦИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КИНОТЕАТРОВ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ КОНТЕНТА
СПОРЫ ВОКРУГ ЗАКОНА О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ КОНТЕНТА
СПОРЫ ВОКРУГ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИЦЕНЗИИ