Netflix
В Испании Netflix за первый квартал 2023 года лишился миллиона подписчиков. Аналитики исследовательской группы Kantar связывают такое падение с тем, что в феврале сервис стал взимать ежемесячную плату в размере €5,99 евро с тех испанских пользователей, которые делились своими паролями, а также ввел технические меры для обнаружения такого «шеринга». По оценке, 2/3 отписавшихся пользовались чужими данными для входа на платформу. В Netflix полагают, что по всему миру таких зрителей больше 100 млн. Число отмен подписки за первые три месяца 2023 года утроилось по сравнению с четвертым кварталом 2022 года. Согласно опросу, каждый десятый испанский пользователь Netflix планирует отказаться от сервиса в ближайшее время.
Wink
«Ростелеком» вложит 1,17 млрд руб. в развитие онлайн-кинотеатра Wink. В том числе предполагается запустить на сервисе возможность загрузки пользовательского контента, инновационную рекомендательную систему и возможность бесплатного просмотра за счет рекламы. Согласно планам, изложенным в дорожной карте «Новое общесистемное программное обеспечение», разработанной «Ростелекомом», VK, «Лабораторией Касперского» и «1С» в рамках соглашения с Правительством, в рамках развития платформы Wink будет создана и модернизирована экосистема развлечений, добавлены возможности геймификации (облачные игры), прослушивания музыки, загрузки пользовательского контента (UGC). Также появится рекламная монетизация, то есть возможность бесплатного просмотра за рекламу, с персонализацией через «инновационную» рекомендательную систему. Утверждается, что сервис будет персонализирован посредством машинного интеллекта под каждого пользователя.
В 2022 г. «Ростелеком» оценивал аудиторию Wink в 9 млн пользователей. В 2023 г. она должна достичь 14 млн, в 2024 г. – 20 млн, в 2025 г. – 41 млн, в 2030 г. – 83 млн.
Законопроект для пиратов
«Ассоциация интернет-видео» (АИВ, объединяет видеосервисы «Иви», Okko, Amediateka, Start, «Триколор кино и ТВ» и др.) разрабатывает законопроект, который должен распространить нормы регулирования аудиовизуальных сервисов (АВС) на все ресурсы с видеоконтентом, включая пиратские. Об этом заявил на XII Форуме безопасного интернета гендиректор АИВ Алексей Бырдин. За последние годы, по словам Бырдина, нормы специального регулирования легальных видеосервисов, включенных в соответствующий реестр Роскомнадзора (РКН), серьезно ужесточились. Все они должны «под страхом серьезных штрафов» следить за соблюдением возрастной маркировки, предупреждать о вреде табака, «запикивать» мат, проверять возраст зрителя и т. д., поясняет гендиректор АИВ.
Данное регулирование никак не затрагивает практически не отличимые от легальных видеосервисов по функционалу пиратские сайты. Если какой-то фильм распространяется в сети на тысячах ресурсов, почему только те, кто включен в реестр РКН, должны следить за соблюдением законов? Это в корне неправильно. Мы предлагаем распространить все или большую часть требований, предъявляемых АВС, на любые сайты с видеоконтентом. А также предусмотреть для таких случаев механизм внесудебных блокировок, – заявил «Ведомостям» Бырдин.
Он отметил, что к работе над законопроектом смогут присоединиться все желающие «коллеги по отрасли».
За последние годы российское законодательство, регулирующее деятельность аудиовизуальных сервисов, действительно стало избыточным, полагает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. В результате, по его словам, легальные АВС и те, кто изначально находятся вне правового поля, оказались в совершенно разных условиях.
Но проблему с пиратами вряд ли можно решить очередной порцией запретов и ограничений. По одной простой причине – до владельцев таких ресурсов вряд ли получится дотянуться, поскольку они неизвестны, – резюмировал Кравченко.
Рост аудитории подписчиков онлайн-кинотеатров
В начале 2023 года аудитория подписчиков онлайн-кинотеатров значимо выросла по сравнению с последним кварталом 2022 года сообщает международная исследовательская компания GfK. В онлайн-опросе приняло участие 7500 респондентов в возрасте от 16 до 55 лет, проживающие в городах России, включая малые города с населением до 100 тысяч человек.
Всеми видами подписки пользуется почти половина городских жителей 16-55 лет (49% по сравнению с 46% в четвертом квартале 2022), а платными подписками — треть (33% по сравнению с 31% соответственно). Такой значимый рост пользования всеми видами подписки в течение одного квартала произошел впервые с конца 2021 года — проникновение подписок быстро растет среди жителей всех возрастов, кроме старшего поколения (от 45 лет). Если говорить о размере городов, то в первом квартале 2023 года наиболее значимо выросло число подписчиков на онлайн-кинотеатры в городах с населением более 1 000 000 человек.
Как отмечается в исследовании, онлайн-кинотеатр на рынке Кинопоиск увеличил отрыв от конкурентов. В начале 2023 года подписка на сервис была оформлена у 21,1% горожан, платная подписка — у 15,4%. Второе и третье места разделили между собой Иви и Wink. Иви все еще обгоняет Wink по общему количеству подписчиков (10,1% у Иви против 9,1% у Wink), но незначительно уступает по числу платящих подписчиков (5,8% против 6,2% соответственно).
Также отмечается, что заметный рост как общего количества подписчиков, так и тех, кто платит за подписку, демонстрируют онлайн-кинотеатры KION и START. У онлайн-кинотеатра от компании МТС общее количество подписчиков выросло с 5,8% до 7,9%, а число платящих — с 3,4% до 4,2%. У START общее количество подписчиков — 2,2% по сравнению с 1,6% в конце прошлого года и 1,1% против 0,8% — количество пользователей платной подписки.
По данным «ТМТ-Конслатинг», в 2022 г. российский рынок легальных онлайн-кинотеатров составил 67,8 млрд руб., продемонстрировав рост за год на 17%. В 2023 г. ожидается рост на 18–20% до 80 млрд руб. При этом сегмент операторских сервисов вырос на 32% до 15,7 млрд руб., неоператорских (OTT) – на 13% до 52,1 млрд руб. Доходы от платных подписок увеличились на 20% до 62,5 млрд руб., от рекламы – на 9% до 5,3 млрд руб.
Российская аудитория отечественных видео-сервисов, согласно дорожной карте, в 2021 г. составляла 40,8 млн пользователей. В 2025 г. она должна будет увеличиться до 47 млн, в 2030 г. – до 50 млн. В том числе аудитория Ivi в 2020 г. оценивалась в 33,17 млн, в 2025 г. она должна составить 39,75 млн. Аудитория «Кинопоиск» (проект «Яндекса») в 2021 г. оценивалась в 4,9 млн, в 2022 г. она должна была составить 6,6 млн. Согласно годовому отчету «Яндекса», в феврале 2023 г. ежемесячная аудитория «Кинопоиска» составила 9 млн. Мировая аудитория онлайн-кинотеатров в 2020 г. составляла 4 млрд.
30 миллиардов на Rutube
Газпром-Медиа Холдинг» опровергает планы закупок для RUTUBE. Ранее в СМИ были опубликованы некорректные данные. «Информация о масштабных тратах (30 млрд рублей) платформы RUTUBE на развитие инфраструктуры видеохостинга не соответствуют действительности. Таких планов на закупку серверов ни у платформы RUTUBE, ни у “Газпром-Медиа-Холдинга” не существует, – говорит Сергей Косинский, заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга»
Ранее во многих отечественных СМИ была опубликована информация из статьи Коммерсанта, согласно которой “Газпром-Медиа Холдинг” выделил 30 млрд рублей на масштабное обновление инфраструктуры Rutube. Эксперты издания утверждали, что речь шла или о многолетнем плане финансирования, или о полном обновлении сервиса.
Источник: Bloomberg, C-News, Ведомости, GfK, Коммерсант, пресс-релиз
В ТЕМУ:
НОВОСТИ ОНЛАЙН КИНОТЕАТРОВ: MAX, NETFLIX, OKKO
АМЕРИКАНСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ОНЛАЙН КИНОТЕАТРЫ ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА ВОСТОК
ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЫ ТЕРЯЮТ КОНТЕНТ