ОЛЕГ БЕРЕЗИН: “ВОЗМОЖНО, МЫ СТРОИЛИ СВОЮ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ НЕ НА ТОЙ АУДИТОРИИ”

После ухода Голливуда из России и отказа многих компаний работать со страной представители кинопоказа оказались в практически безвыходной ситуации. Ассоциация владельцев кинотеатров, на которую почти все участники отрасли последние годы возлагали свои надежды, осталась без своего лидера. Cinemaplex расспросил бывшего председателя Ассоциации Олега Березина о его дальнейших планах и перспективах отрасли в новых реалиях.

Что вы планируете делать дальше, уже не как председатель Ассоциации владельцев кинотеатров?

У меня есть развивающийся инженерный образовательный проект в сфере технологий медиаиндустрии, которым я сейчас активно занимаюсь. Есть и собственные новые образовательные программы. Также сотрудничаю с Университетом им. Ярослава Мудрого в Великом Новгороде. И вызовов в этой сфере, поверьте, немало. Продолжает свою деятельность моя компания «Невафильм». Происходящие сейчас сдвиги в экономике влияют и на её работу, естественно.

Что касается Ассоциации, то я поддерживаю общение со своими друзьями и коллегами. Правда теперь уже не буду контактировать с государственными органами и высказывать позицию АВК, и принимать участие в различных рабочих группах – формальных и неформальных.

Продолжите консультировать представителей Ассоциации?

Ну какой я консультант? Скорее продолжу общение и обсуждение текущих проблем. Например, мы сейчас заняты совместной подготовкой мероприятия в Сочи, которое запланировано на лето этого года. Так как есть вопросы, требующие безотлагательного осмысления, то возможно мы его сдвинем на апрель – сейчас принимаем решение. В процессе составления программы вышли на очень интересные вещи, о которых нужно говорить. Могу сказать лишь то, что всё будет совершенно по-другому.

Нет смысла строить прогнозы о том, как кинотеатры выживут без Голливуда, который занимал 80% репертуара. Сама модель работы изменится. И сейчас мы заняты поиском идей для дискуссий в Сочи, первая реакция на которые будет – «у нас это работать не будет, даже нет смысла обсуждать». То есть это не будет поиск ответов на вопросы «Где взять попкорн подешевле?» или «Как купить цифровой кинопроектор?», а поиск абсолютно новых путей развития сферы кинотеатрального показа. Не столько анализ угроз – с ними всё как раз стало понятно за последнюю неделю, а поиск возможностей – как бы странно это сейчас ни звучало. Пришло понимание – мы перешли некий Рубикон, так что никто Голливуд уже не пустит назад на прежних условиях. А продюсеры сейчас отпразднуют неожиданное для них расширение внутреннего рынка кинопроката, поэтому с них будет особый спрос…

Получается, вы вроде как покинули Ассоциацию, но продолжаете свою деятельность в этом направлении?

Продолжаю поддерживать общение с теми, с кем я хочу. Я уже не активен в общем чате АВК. Но размышления о том, куда движется отрасль, бизнес – они никуда не делись.

Я очень много лет жизни провел не взаимодействуя с государством до появления Ассоциации и сейчас продолжу так жить. Но это не отменяет нашей дискуссии среди единомышленников о том, как нам обустроить свою жизнь и продолжать деятельность в этих тяжелых условиях.

По факту, вы возвращаетесь к истокам, с чего все и начинали – к клубу единомышленников.

Да, верно – он назывался Клуб кинопредпринимателей. И я все эти годы периодически жалел, что этот клуб перерос в формальную ассоциацию, когда ты вынужден идти на не свойственные для тебя шаги, а увеличение количества участников Ассоциации становится некой самоцелью.

Когда же общаешься в кругу друзей, то не переживаешь, что их мало.

В организации и уровень ответственности другой.

Дело даже не в ответственности, а в том, чем больше организация, тем больше твои личные убеждения могут расходиться с официальной позицией. Этот зазор между твоими убеждениями и позицией большинства периодически приводит к раздвоению личности. Самое сложное – выбирать либо ты на одной стороне, либо на другой.

Сегодня мой уход с позиции председателя позволяет мне не заниматься выражением позиции большинства, с которой я могу быть не согласен. И теперь это не мешает мне высказывать мое личное мнение и обсуждать его с теми людьми, которые мне близки по духу.

Что касается образовательного процесса, которым вы занимаетесь – на нем тоже скажется текущая тяжелая экономическая ситуация?

Сейчас больше волнует немного другой вопрос – а чему теперь мы должны учить? Одно дело, когда наша страна интегрирована в мировой рынок технологий, и мы учим студентов осваивать эти технологии и кооперироваться с зарубежными коллегами. Совершенно разные страны производят комплектующие и собирают их – будь то самолёт, машина или проектор, т.е. идёт разделение труда. Мы были частью этой единой системы создания технологий, пусть и играли не самую весомую роль. А теперь – неизвестно что нас ждёт.

Открывать производство полного цикла?

Советский Союз пытался это сделать, но это в конечном итоге приводило к тому, что подавляющее число технологий «заимствовалось» у соседей. Очень мало в области теле- и киноиндустрии технологий, которые были созданы и разработаны нашей страной.

Как следствие, возвращаемся к вопросу – чему мы должны учить студентов? Изучать технологии «врага» для того, чтобы разработать свои технологии? Эта стратегия называется «реинжиниринг», и это тоже путь, но нужно перекраивать акценты в образовательном процессе. Не обращать внимание на чужие технологии и пытаться разработать свои собственные – это еще один путь. Но ответа, что выбрать – пока нет.

И если мы ранее считали, что проблема развития технологий – это финансирование, то сейчас ситуация другая – средств у государства «выше крыши», но в стране нет «мозгов», нет культуры создания технологий.

И образования.

Верно. Нет научных институтов, в которые нужно было раньше вкладывать деньги, так как процесс поиска и открытий не такой быстрый. У нас утрачена система научного воспроизводства технологий. Мы жили в парадигме международной кооперации и очень многие вещи закупали у других стран.

Те же самые кинотеатры сейчас остались без ламп и проекторов.

Они сегодня остались без этого оборудования, потому что никакой альтернативы за все прошедшие годы придумано не было. Это касается и кино как контента.

Можно задать один популярный в последнее время вопрос Министерству культуры – а что вы делали последние 8 лет? Вливая десятки миллиардов государственных денег в кинопроизводство, чтобы в один момент оказалось так, что в России нет отечественного кино, интересного для массового зрителя и в достаточном количестве. Да, у нас есть удачные примеры отечественных релизов с коммерческой точки зрения – тот же Холоп, Непослушник и другие. Но у нас нет такого потока, который сегодня бы позволил нам перейти на отечественный продукт.

А то, что на него придётся переходить – это очевидно. Стоит посмотреть на опыт Китая, Индии, Южной Кореи и даже Нигерии, которая занимает 4-место по объему рынка кинематографии в мире. О ней мы вообще ничего не знаем, а она живёт только своим контентом.

Мы увлеклись производством на экспорт, при этом практически не занимаясь производством массового кино для внутреннего рынка. А зритель отечественного контента, это не фанаты того же «Бэтмена», которого смотрят регулярно всего 5–6 миллионов человек. Ведь когда выходил Холоп – шла та аудитория, те 80%, которые считают, что наша страна сегодня поступает правильно. Возможно мы строили свою бизнес-модель не на той аудитории.

Потому что та аудитория, которая смотрит «Бэтмена» – регулярно получает свой контент.

Эта аудитория была очевидной, Голливуд регулярно поставлял свое кино, и все этим довольствовались. И все было хорошо, а когда все хорошо – нет мотивации что-то менять.

То есть, если медленное развитие никак не стимулировало, то сейчас прилетел «пинок для ускорения».

Так и есть. Развитие всех технологий происходит именно так. Противостояние старой, устоявшейся, но нерабочей модели с новыми вызовами – они порождают волну, которая в конечном итоге приводит к новому скачку развития.

И мы сейчас в самой нижней точке?

Да, все верно. Например, для проката в Китае разрешено не больше 34 иностранных фильмов в год. В Индии ситуация похожая – большая часть населения также смотрят своё родное кино. Сильна та кинематография, в которой доля своего продукта очень большая.

И своих технологий.

Да, конечно! Например, в той же Индии, кинотеатры, которые не работают с голливудским контентом, поставляемым в формате dcp, используют обычные проекторы, показывая кино в формате mp4. И именно таких кинотеатров подавляющее большинство, и именно такие «видеокинотеатры» и генерируют основную долю кассовых сборов в Индии.

Это как видеосалоны, которые были в 90-е в России.

Скорее, это модель показа, где оператор передаёт по защищенному каналу контент кинотеатру для показа в формате стриминга. И это тоже как вариант развития технологий.

Получается в какой-то мере синергия с онлайн-кинотеатрами.

Именно для этого и нужно искать неочевидные модели показа, на которые и будет реакция – «у нас это не будет работать». Сейчас это самая интересная и важная задача. Не нужно заниматься поисками попкорна подешевле, а задайте себе вопрос – что нужно нашей аудитории, идущей на «Холопа»?

Это касается и контента. Возможно активная аудитория кинотеатров сегодня всего 5-6 млн человек потому, что 80% было занято Голливудом. И если судить по аудитории «Холопа», возможно, зритель хотел бы смотреть не голливудский контент.

На нас очень сильно давит двадцатилетний опыт, который мы приобрели за время существования индустрии. Нам очень тяжело менять мировоззрение. Но нужно искать новые, совершенно иные варианты пути развития. Мы не знаем, что «выстрелит». Необходимо пробовать, рисковать, а не ждать возвращения Голливуда, после прихода которого, увы, «как раньше» уже не будет. Его не поддерживает большинство жителей страны.

Мы можем производить контент, интересный нашей аудитории. Но и там есть нюанс – все современные проекты созданы с использованием иностранных съемочных технологий и постпродакшена. А сможем ли мы производить такой контент не имея собственных технологий? Да, на какое-то время хватит имеющегося оборудования. Но сколько займет времени создание своих технологий? Это уже вызов для образования.

Сейчас есть колоссальный спрос на знания, без которых мы не сможем развиваться, и они будут востребованы во всех отраслях. Копирование западных моделей, которыми мы жили последнее время, не требовало много знаний и навыков, а вот создание собственных технологий – требует.

Поэтому не было инженеров в кинотеатрах.

Да, было проще установить и не трогать оборудование, лишь в случае надобности вызывать специалистов. Увы, многие ребята, у которых были навыки и знания уезжали из страны.

Сейчас стараются предложить хорошие финансовые условия в нашей стране. Но как готовить в текущих условиях новых специалистов? Чему их учить? Если почти не осталось преподавателей, которые обладают фундаментальными знаниями. Тому поколению, которое получило образование и преподавало в советское время, уже за восемьдесят. Много лет этот преподавательский состав совершенно не обновлялся. Чтобы записать их знания хотя бы в виде лекций – нужно время и силы. Их у меня последнее время отнимало государство на различные бессмысленные вещи, которые оно должно делать самостоятельно. Но теперь я займусь тем, что считаю важным сегодня в своей парадигме мировоззрения.

В ТЕМУ: 

ОЛЕГ БЕРЕЗИН ПОКИДАЕТ АССОЦИАЦИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КИНОТЕАТРОВ

КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ О ПЕРСПЕКТИВАХ КИНОПОКАЗА

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН?

ЧТО ДЕЛАТЬ КИНОТЕАТРАМ. РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ АВК

ОПТИМИЗМ ВО ВРЕМЯ АПОКАЛИПСИСА

РОССИЙСКОМУ ЗРИТЕЛЮ ОСТАЁТСЯ СМОТРЕТЬ ТОЛЬКО ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕЛИЗЫ

РОССИЙСКИЙ КИНОПОКАЗ ОСТАЛСЯ БЕЗ ГОЛЛИВУДА

СЕРГЕЙ ЛАВРОВ: “РОССИЙСКИМ ФИЛЬМАМ НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ НА СХЕМУ, КОГДА 85% ОСТАЁТСЯ У КИНОТЕАТРОВ, А 15% ПОЛУЧАЕТ ДИСТРИБЬЮТОР”

Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий

Направление развития, считаю, имеет право на проработку. Но в одном не соглашусь – с тем, что у государства денег выше крыши. А будет ещё меньше. Поэтому вложений в образование и разработку ожидать маловероятно.

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Дмитрий

Да, согласен, вложений в эту сферу как не было, так и нет. И вряд ли они будут. Военные ВСЁ сожрут… А Минкульт последние 11 лет лет занимался тем, что итак всем известно – лелеял и взращивал вместе с ФК “компании – лидеров киноПРОИЗОДСТВА”, продукцию которых почти никто не смотрел в кинопоказе.

Виталина
Виталина

Спасибо! Мы так сейчас и думаем.

32566
32566

Извините, а как так получается, что “Продолжает свою деятельность моя компания «Невафильм», которая платить налоги на которые происходит сами знаете что? Разве Олег Станиславович ещё не избавился от такого токсичного актива?

Яша киноман
Яша киноман

Призываю игнорировать, эту антироссийскую шайку авк. Собирайтесь на шабаш в европе. «А земля в иллюминаторе» будет мозги полоскать